Анализ рассказа «Ванька» (А.П. Чехов)

Анализ рассказа «Ванька» (А.П. Чехов) Анализ произведений

Команда Литеровед.ру подготовила анализ рассказа «Ванька», который написал Антон Павлович Чехов. Весь собранный материал непременно будет вам полезен при изучении данного произведения.

Антон Павлович достаточно часто использовал в своих произведениях образ маленького ребенка, который был несчастным и неприкаянным. Чехов очень подробно и реалистично передавал эмоции этого ребенка, потому что отчасти образ являлся автобиографичным. Моментами, взятыми из собственной биографии, автор сумел показать всю многогранность счастья, и то, каким оно может быть на самом деле.

История создания

Впервые произведение вышло в свет на страницах «Петербургской газеты» 25 декабря 1886 года. Такая дата издания была выбрана не зря: в рассказе речь идет о том, как главный герой пишет письмо своему дедушке в канун Рождества. Так же вся атмосфера произведения пропитано той досадной непричастностью к большому и светлому празднику. Более того, автор все это показывает со стороны ребенка, что придает ещё большей сентиментальности.

В этот период времени Антон Павлович всерьез увлекся изучением детской психологии. По мнению большинства, когда начали проявляться первые признаки заболевания, автор невольно начал возвращаться к своему детству, которое даже с натяжкой невозможно было назвать счастливым. Он подозревал, что именно из-за этого его здоровье было подорвано в столь раннем возрасте.

Все дело в том, что еще, будучи совсем ребенком, Антону Павловичу приходилось работать в лавке у своего отца, где он сильно уставал, и, как следствие, часто болел. Совокупность этих обстоятельств и стала благоприятной почвой для развития страшного заболевания, от которого впоследствии писатель и скончался – чахотки.

Больше всего Антона Павловича интересовал третий этап психического взросления ребенка – третий. В этот период ребенок начинал проявлять настоящие эмоции. Он уже мог отличить добро от зла, плохое от хорошего. Так же у ребенка слезы могли вызвать не только капризы, а еще и обида, чувство несправедливости, жалости.

Подобные персонажи встречаются во многих произведениях автора, не стал исключением и рассказ «Ванька» и его герой Ванька Жуков.

Достаточно часто возникают споры и о том, чей же образ лег в основу того самого Ваньки Жукова? Существует несколько вариантов прототипа главного героя:

  1. Есть мнение, что за основу образа автор взял самого себя, максимально передав свои чувства, эмоции и опыт. Действительно, судьба этих двух мальчишек очень похожа – ни Ваньку, ни маленького Антона нельзя было назвать счастливыми. Единственным отличием мальчишек можно назвать разве что то, что Ванька провел свои детские годы рядом с обувными колодками и господскими сапогами, а Антон Павлович – в рыбной лавке, где стоял отвратительный зловонный запах.
  2. Что же касается другого мнения – то есть теория, что в качестве прототипа Ваньки Антон Павлович использует прототип своего родственника Михаила, которого отец отдал на обучение ремеслу к купцу Гаврилову. Мальчик так же не мог похвастаться приятными воспоминаниями из детства, поскольку регулярно наказывался розгами, независимо от того, заслужил он это или нет.

Жанр, направление

Данное произведение правильнее всего назвать рассказом, поскольку оно имеет достаточно небольшой объем. Автор рассказывает читателю конкретную историю, в которой есть конкретный главный герой. Антон Павлович поднимает очень острую проблему, благодаря которой произведение можно отнести к разряду социально-обличительной беллетристики.

Хоть в произведении мы и не видим прямого осуждения, но благодаря тому, что автор передает историю через искалеченный детский рассудок, можно сделать вывод о мещанстве, которое буквально уничтожало Россию изнутри.

Что же касается направления произведения – то, безусловно, это реализм.

А вот насчет жанровой принадлежности так сразу дать ответ невозможно, поскольку споры на этот счет идут до сих пор. Мнение экспертов разделилось на два пути:

  1. Например, по мнению литературоведа Г.Г. Рамазановой, которая сформулировала основное положение первой теории, в рассказе встречаются жизнеутверждающие рождественские мотивы (которые всегда ассоциируются с волшебством) наряду с безнадежным положением главного героя, буквально обреченного на пытки детской, неокрепшей души. Благодаря этому синтезу противоположностей данное произведение можно отнести к жанру «антирождественских рассказов», которые прежде встречались и у других авторов.
  2. Вторую теорию, которая отличается своей неординарностью, предлагает И.А. Есаулов. По его мнению, рассказ наполнен позитивом от начала и до конца. Даже конец произведения ни в коем случае не хоронят надежду Ваньки на счастье, а наоборот, дают её утверждение и возрождение. Размышления Есаулова основываются на том, что все взгляды, которые Ванька бросает на отражение пламени свечи в оконном стекле, являются преодолением границ между двумя мирами: Москвы и деревни. Достаточно часто воспоминания о городе происходят в прошедшем времени, а картины-воспоминания – в настоящем времени. Даже в финальной сцене произведения, где Константин Макарович читает письмо Ваньки, автор использует глаголы настоящего времени, из чего мы можем сделать вывод, что чудо все же случилось – заветное письмо нашло своего адресата.

Смысл произведения

Действие начинается в Рождественский сочельник. Дома у сапожника Аляхина никого нет, поскольку все его семейство отправилось на заутреннюю. На хозяйстве остался лишь девятилетний Ванька Жуков – ученик сапожника. Когда мальчик убедился, что все жильцы ушли из дома, он уселся перед лавкой и начал писать письмо своему дедушке Константину Макарычу.

В тексте письма мальчонка жалуется деду на весь тот ужас, который происходит у Аляхина. Он подробно рассказывает о том, что сапожник постоянно избивает его шпандырем и обувной колодкой. Его жена тоже относится к мальчику унизительно и постоянно тычет ему в лицо рыбьей головой.

Мальчику достается и от подмастерьев, которые постоянно посылают мальчишку принести им водки и соленых огурцов из хозяйских запасов. Каждый раз, когда мальчонка обмакивает перо в чернила, он невольно смотрит на отражение в оконном стекле пламени свечи, и возвращается в воспоминаниях в родную деревню. Он вспоминает деда и собак – Вьюна и Каштанку, которые вышагивают по чистому снегу вокруг усадьбы. Снег так красиво серебрится и переливается под чистейшим небом, на котором так отчетливо видно каждую звездочку и млечный путь. Вся эта картина напоминает о приближении Рождества.

Окунувшись в воспоминания, перед мальчиком предстает картина, как они с дедушкой отправились в заснеженный лес, чтобы принести елку в господский дом. Заканчиваются воспоминания Ваньки картиной, что дедушка сидит на печи и читает письмо, а Вьюн прохаживается рядом, вертя хвостом.

Мальчик подробно рассказывает обо всех подробностях московской жизни, которые так непривычны и диковинны для мальчика с деревни. Ванька рассказывает дедушке о рыболовных и охотничьих магазинах, в которых находится огромное количество снастей и ружей. Говорит и о мясных лавках, в которых огромное количество разной лесной дичи. Так же он рассказывает о конях, которые не такие резвые и о собаках, которые не такие злые.

Темы

В рассказе «Ванька» Антон Павлович Чехов поднимает темы, которые не потеряли соей актуальности и в наши дни.

Одной из тем произведения является тема надежды. Её можно даже назвать основной темой рассказа, которая обосновывается на таких наивных действиях главного героя. Мальчик находится в доме у сапожника всего три месяца, но за это время на него было оказано огромное эмоциональное давление. Если бы он был взрослым человеком, то вполне мог бы перестать верить в справедливость и доброту. Но Ванька был еще ребенком, поэтому его мировоззрение основывалось на любви, которую в этом возрасте ещё невозможно изжечь.

Мальчик продолжает свято верить в сакральный для него образ дедушки, который является единственным человеком, способным спасти его в данной ситуации.

В образе Ваньки Жукова Чехов постарался отразить чистую душу, которая продолжает верить в чудо, несмотря ни на что.

Тема детства – еще одна тема произведения. Мы уже говорили о том, что тема детства была для Чехова чем-то особенным, поэтому он так трепетно к ней относился. Именно в детстве автор получил тот самый опыт, благодаря которому вырос здравомыслящим и эмпатичным человеком. Ему удалось добиться небывалых высот в творчестве и стать гениальны писателем.

В рассказе «Ванька» Чехов освещает тему детства в контексте сиротства. Тем самым он старается показать, что у мальчонки толком и не было того самого детства, которое обязательно должно быть у каждого ребенка. Этим он хочет донести обществу, что педагогические и социальные вложения необходимы, чтобы обеспечить детям достойную жизнь.

Тема мещанства раскрывается писателем при помощи таких действующих героев, как сапожник Аляхин и его жена. Именно семейство Аляхиных являются идеальным примером людей, которые практикуют практически первобытные подходы во всех сферах: в сфере домашнего хозяйства, воспитания и обучения. Порой кажется, что Аляхин способен научить ребенка только обувному делу и ненависти.

Беда в том, что мировоззрение Аляхина очень ограничено, и заключается лишь в опрощенных морально-этических нормах, которые так часто встречаются в ремесленнических кварталах Москвы. Именно в эти кварталах и сформировалась отдельная культура взглядов на окружающий мир, в котором обитают лишь неблагодарные и высокомерные потребители. Подобное мировоззрение сформировалось из-за тяжелого повседневного труда и бедности.

Еще одна тема произведения – это тема агрессии. Автор подошел к раскрытию данной темы весьма своеобразно. Он показывает агрессивное поведение Аляхиных по отношению к мальчику, хотя у них и не было для этого объективных причин. Но Ванька постоянно получает побои и унижения, которых совершенно е заслуживает. Антон Павлович таким образом пытается показать, что агрессия и склонность к насилию присутствуют в любом человеке, но способны руководить лишь в безвольном теле, лишенного эмоционального интеллекта, который бы позволил их сдержать.

Проблемы

Основная проблема произведения – это проблема бездействия. Проблема сиротства во времена Российской империи стоит очень остро. Но затрагивает она не только детей, которые были лишены попечительства, но и детей, которые были вынуждены столкнуться с деспотизмом со стороны родителей и опекунов. Как не странно, с данной проблемой столкнулось ещё большее количество детей, нежели сироты.

Ярким примером является наш герой Ванька Жуков. Здесь сложно с уверенностью ответить, какой вариант жизни был бы для мальчика лучше: оставаться жить в деревне, обрекая себя на нищенское существование, отправиться на обучение к тирану Аляхину, или же отправиться в сиротский дом, где его бы окружали несчастные и обездоленные дети?

Так же автор затрагивает проблему жестокости и равнодушия. Чехов всегда остро относился к процессу поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Весь ужас совершаемых людьми ошибок он старается показать на примере несчастных и отчаявшихся взрослых по отношению к ребенку. Ведь именно у детей душа чиста, они продолжают верить в любовь, доброту и тепло, и ждут этого же от окружающих. А пагубное влияние взрослых не редко деформируют и калечат еще неокрепшую душу ребенка, делая её похожей на свою.

Проблема справедливости так же занимает немаловажное место в произведении. Данная тема достаточно часто всплывает в трудах литераторов. Это и не удивительно, потому что на протяжении всего времени мы неоднократно замечаем несправедливое распределение счастья между потенциальными обладателями.

Не удивительно, что автор достаточно часто поднимает её в своих произведениях, ведь ему она была знакома не понаслышке. Он уверен в том, что природа мира априори несправедлива.

Основная мысль

Главная мысль произведении, которую так умело выражает Антон Павлович Чехов в рассказе «Ванька», заключается в том, что именно дети вынуждены нести на себе крест страдания за все прегрешения взрослых, которые давно утратили способность любить и сочувствовать, гонясь за призрачными идеалами лучшей жизни. Ведь лучшая жизнь может так и не наступить, а своим поведением мы имеем реальную возможность искалечить душу ребенка.

Мир, в котором погрязли взрослые, рассчитан на взрослое восприятие. В нем присутствует азарт, пафос, блуд. В нем нет места ребенку. Взрослому поколению необходимо приложить максимальные усилия, чтобы заложить ребенку фундамент из правильных идеалов, целей и желаний. Мы должны с уважением относиться к таким шатким и порой смешным желаниям наших детей, потому что только таким образом мы сможем достичь гармоничного развития общества.

В образе Ваньки Жукова автор сочетает два мира, которые противопоставлены друг другу. Мир взрослых – страшный и суровый, где нет места волшебству и исполнению желаний. И мир, где нужно верить в свое счастье, пусть и призрачное, и далекое, но вполне возможное. Главное верить и надеяться. Мир, где есть место чуду. Это детский мир, но он наполнен теплом, честностью, добротой и любовью. Ведь в этом маленьком мире возможно все!

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий