Анализ романа-антиутопии «О дивный новый мир» (О. Хаксли)

Анализ романа-антиутопии «О дивный новый мир» (О. Хаксли) Анализ произведений

«О дивный новый ми» — роман-антиутопия, который был написан Олдосом Хаксли. Страшные пророчества автора уже ни у кого не вызывают удивления.   Те вещи, которые казались совершенно нереальными в 20 веке, стали совершенно обыденными в 21. В наше время мы с удивлением отмечаем то, что прогнозы столетней давности чудесным образом сбываются. Поэтому невольно начинаем задумываться, кто же из авторов был ближе к истине? Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много чего нового и интересного. 

История создания

Когда Первая Мировая война подошла к концу, писатель принял решение переехать в Санари-сюр-Мер — коммуну, расположенную на юго-востоке Франции. Именно там был написан и издан в 1932 году знаменитый роман-антиутопия «О дивный новый мир». С названием автор определился быстро — ему помогла пьеса У. Шекспира «Буря», в которой есть следующие слова: «О чудо! Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив! И как хорош тот новый мир, где есть такие люди!». 

Данные строки неоднократно цитирует один из главных героев произведения. 

Произведение с самого начала получило колоссальный успех, а весь тираж в 28 тысяч копий моментально разлетелся по США и Англии. Практически сто лет книга сумела продержаться на ведущих позициях на полках продаж и смогла охватить огромную аудиторию читателей. 

Спустя 27 лет после премьеры произведения, автор выпускает эссе «Возвращение в дивный новый мир». В данном произведении он анализирует темпы, с которыми мир, как он считает, стремится к реализации антиутопического сценария. Автор говорит о том, что популяризация наркотиков, процветание тоталитарного режима, проблемы экологии и перенаселение планеты — все это непременно приведет к наступлению эры Форда. 

Интересным фактом является то, что автор в большинстве использует реальные фамилии и имена политиков, научных и общественных деятелей, которые внесли весомый вклад в приближение мира к образцу из антиутопии Хаксли. Хорошим примером является имя «Линейна», которое так созвучно фамилии Владимира Ленина, а фамилия подруги героини — Троцкая. 

Жанр и направление

«О дивный новый мир» — это роман-антиутопия. Ведь именно антиутопия является изображением будущего человечества, показывая все негативные и страшные последствия, которые мы можем наблюдать в наши дни. Автор отчетливо показывает к чему может привести идеология общества потребления. 

Что же касается литературного направления, то данное произведение относится к модернизму. Именно модернизму присуще отступление от классики, а так же эксперименты с новыми литературными формами. Автор создает совершенно новый стиль, который не зависит от стандартов эпохи. В начале 20 столетия модернизм обновил традиционную культуру и добавил форматы, которые и на данный момент пользуются популярностью. 

Именно жанр антиутопии появился благодаря модернистам, в число которых входят Джордж Оруэлл («1984») и Евгений Замятин («Мы»). 

Композиция и конфликт

Роман «О дивный новый мир» включает в себя 18 глав, в которых идет речь о будущем. 

Экспозиция произведения — первые главы произведения, в которых автор описывает мироздание Единого государства. 

Завязка — начинается в момент знакомства читателя с главным героем Бернардом, который в корне отличается от всех остальных. Его не устраивают устои «нового» мира, и он отчетливо понимает собственную индивидуальность. 

Развязка — происходит во время взаимоотношений Бернарда со своей подругой Линайной. Они отправились провести выходные в индейской резервации, где встретили молодого человека, у которого было прозвище «Дикарь». Бернард и Дикарь начинают разговаривать, и Бернард предложил забрать Джона в просвещенное общество. 

Кульминация — происходит в момент, когда Джон и его мать Линда попадают в «новый» мир. Устои единственного государства совершенно не соответствуют тем ценностям, к которым привык Дикарь. Ему совершенно не нравится цивилизованное общество, в котором он быстро разочаровывается. Когда умерла его мать, Дикарь отправился на заброшенный маяк, где начал жить отшельником. Но и там он не смог остаться в покое. Он устает вести борьбу, поэтому принимает решение уйти из жизни. 

Конфликт романа «О дивный новый мир» заключается в неприятии некоторыми персонажами мироустройства общества потребления. Так же мы видим четкое противопоставление традиционных и современных ценностей. 

Суть произведения?

Действия начинают развиваться в 632 году. Это эра стабильности, Эра Форда — божества и вдохновителя эпохи. Форд является основателем самой крупной в мире автомобильной компании. Форд в прямом смысле слова заменил людям Господа. Они начали ему молиться, проводить ритуалы в его честь и буквально поклонялись ему. Технократией был охвачен весь мир, исключением стали лишь специальные резервации, которые были оставлены в качестве заповедников. Причиной тому стали особые климатические условия, которые были признаны экономически невыгодными для водружения стабильности. 

Главной особенностью произведения является то, что Хаксли удалось изобразить мир биологических открытий, в котором существовала возможность генетического программирования. Для этого использовались искусственно оплодотворенные яйцеклетки, которые выращивали в специальных инкубаторах, применяя различные методики. 

Результатом данного эксперимента становится кастовое общество, в котором каждая группа заранее подготовлена к определенной функциональной нагрузке. 

Само же название «О дивный новый мир» является цитатой из «Бури» Уильяма Шекспира, а в романе ее произносит Джон. Причем герой произносит данную фразу несколько раз, при этом его интонация каждый раз меняется. 

Темы

Автор поднимает в произведении сразу несколько важных тем. 

Одна из главных тем произведения — тема будущего европейской цивилизации. Автор старается обыграть в произведении будущее, в котором присутствуют все прелести прогресса. Так же он подчеркивает то, что в новом обществе отсутствуют традиционные ценности, наука и искусство. Из-за этого мир стал пустым и бесчеловечным. 

Автор затрагивает и тему искусства. В мире, где царит абсолютное равенство, искусство находится под запретом. Считается, что искусство способно развивать индивидуальность и толкает человека на размышления. 

Поднимается и тема любви. Мы видим картину, что в Едином государстве отсутствуют родственные связи, долгосрочные отношения, а так же сама по себе любовь. Ей быстро нашли замену — теперь вместо любви люди занимаются лишь плотскими утехами, при этом постоянно меняя партнеров. Все очень просто: раз отсутствует любовь как таковая, то и не может быть никакой печали и переживаний. Именно это необходимо, чтобы человек стабильно работал и был спокоен. 

Тема семьи. В Едином государстве отсутствуют браки, а слова «мать» и «отец» используются как ругательства. В будущем отсутствуют женщины, которые рожали бы самостоятельно. Все дети выращены искусственно в Инкубаторе. 

Если человек заводит долгие отношения — то это расценивается как дурной тон. Никто ни к кому не привязывается, поскольку любого человека легко можно заменить. 

Тема образования. Здесь человек получает образование еще находясь в Инкубаторе. В зависимости от того, к какой касте будет относиться человек, ему дают определенный набор навыков и знаний. У людей низшей касты отсутствует право выбора и возможности, чтобы продолжить самостоятельное развитие. Это и становится причиной того, что эти люди никогда не смогут превзойти умом альф. В то же время альфы не имеют возможности знать больше информации, чем это необходимо обществу. 

Проблемы

В данном произведении автор поднимает достаточно важные проблемы, которые не утратили своей актуальности. 

Одна из таких проблем — это проблема цивилизации и природы. Еще в Инкубаторе детям прививалась нелюбовь к природе. Для этого использовали электроток и сирену. Этому всему было лишь экономическое объяснение — низшие касты не должны были предпочесть бесплатное времяпровождение на природе платному досугу в городе или на работе. 

В существующем государстве вся природа давно находилась в подчинении людей, поэтому лишилась своей самобытности и красоты, превратившись в искусственную и фальшивую. Впрочем, люди на нее все равно не обращали никакого внимания. 

Проблема общества потребления. В новом государстве сложилось так, что человек перестал что-либо создавать, а лишь потреблял. Благодаря этому, в новом мире был отличный оборот спроса и предложения. Человек, который лишь потребляет, не будет стремиться к чему-то большему, поскольку его жизнь и так проходит в полном достатке. Таким образом, удалось создать «новый мир», в котором все счастливы и нет никакой необходимости идти против государства или же идей, поскольку последние и вовсе отсутствуют. Общество попросту деградирует. У человека нет необходимости создавать что-то новое, поскольку он живет в полном достатке и совершенно не печалится о завтрашнем дне. 

Отсутствует так же и потребность в развитии, как личности и приобретении новых знаний. Совокупность данных действий приводит к одному — к полной деградации населения. 

Еще одна яркая проблема произведения — это потеря ценностей. Все те ценности, которые считались традиционными, в новом мире перестали существовать как таковые. А некоторые из них и вовсе находятся под запретом. Самое страшное — это то, что человек как таковой перестал представлять ценность. 

Главные герои

Бернард Маркс. Имя героя появилось благодаря соединению имен Бернарда Шоу и Карла Маркса. Писатель относится с иронией к советскому режиму, поскольку считает его прообразом собственного вымышленного государства. По этой причине своим героям он дает имена достаточно значимых людей для истории СССР. 

Изначально, сам образ и образ социализма в целом, вызывают приятные эмоции. Очень цепляет оппозиционность злу во славу добру, но в дальнейшем данный образ раскрывается не с самой лучшей стороны. 

Бернард Маркс был весьма скептически настроен по отношению прогрессивному мироустройству. Так же в рядах оппозиции находится и его товарищ — преподаватель Гельмгольц. Еще одной причиной негативного восприятия действительности у Бернарда стало то, что он был ниже на восемь сантиметров всех остальных альф и, в придачу, уродливее. Именно из-за этого чувства собственной неполноценности он начинает критиковать весь мир, поскольку не имеет возможности в полной мере насладиться положенными ему благами. Он не нравится девушкам из-за своей внешности, а из-за своего характера он не может найти себе друзей. Более того, он не получил любви и на работе, поскольку начальство относится к нему подозрительно, ожидая какой-то подвох. Но, вопреки ожиданиям, Бернард является хорошим сотрудником, что позволяет ему сохранить служебное место и даже использовать собственное служебное положение для привлечения девушек. 

Изначально, мы видим Бернарда с лучше его стороны, то уже к концу его подлая сущность раскрывается в полной красе. Мы видим, как он с легкостью опускается до предательства своих друзей, чтобы получить какие-то сомнительные блага. 

Джон (Дикарь). Является вторым главным героем произведения, личность которого была сформирована благодаря томику Шекспира, который был обнаружен в резервации. Линда помогла ему научиться читать, а у индейцев он позаимствовал повадки, философию и любовь к труду. Он даже рад был вырваться из племени, где его не принимали. Но стоило ему попасть в Новый мир — он очень сильно разочаровался. Девушку, которую он успел полюбить, спокойно мог позвать к себе на ночь абсолютно любой мужчина. Единственный друг Бернард начинает использовать Джона, стараясь таким образом заставить общество полюбить и принять себя. Его мать, которая находилась под воздействием синтетического наркотика, выдаваемого всем членам общества от депрессии и грусти, не узнает его и умирает. 

Джон принимает решение восстать против Нового мира, устроив бунт. Он выбрасывает сому — тот самый синтетический наркотик, и начинает призывать стайку дельт к свободе. Но те лишь наградили его побоями. 

Тогда Джон селится недалеко от Лондона ы заброшенном аэропорту. Чтобы навсегда выбить из тела порок, он начинает истязать себя импровизированной плетью, проводит все ночи в молитве и очень много работает. Но его все никак не могли оставить в покое репортеры и жители Лондона, которые постоянно хотели вторгнуться в его личное пространство и жизнь. 

Однажды к Дикарю нагрянула целая толпа любопытных, среди которых он узнал Линайлу. Он перестал контролировать себя и избил девушку на глазах у всех. После этого на следующий день он повесился. 

Гельмгольц Уотсон. Это имя также является сборным и состоит из фамилии немецкого физика Гельмгольца и основателя бихевиоризма Уотсона. Именно от данных людей герой унаследует стойкое стремление узнавать что-то новое и неизвестное. Его очень интересовал Шекспир, поскольку он отчетливо видел полное несовершенство нового искусства. Таким образом герой старится подавить в себе данную убогость, стараясь как можно больше почерпнуть знаний и умений от своих предков. Его смело можно назвать настоящим и преданным другом и сильной личностью. 

Уотсон трудится преподавателем и имеет дружеские отношения с Бернардом, проявляя сочувствие к его взглядам. В нем есть та самая сила духа, которая позволяет ему противостоять происходящему до самого конца, чего не скажешь о его товарище. 

Его целью является желание научиться испытывать искренние чувства, обзавестись нравственными ценностями и познать искусство. Он прекрасно понимает то, насколько убога жизнь в в дивном мире, поэтому принимает решение отправиться на остров, где живут инакомыслящие. 

Ленайна Краун. Имя данного персонажа произошло от псевдонима Владимира Ленина. Тем самым автор хотел подчеркнуть порочный характер женщины. Он считал, что Ленин старается угодить и тем и другим, поскольку существует мнение, что Ульянов являлся немецким шпионом, при помощи которого был организован переворот в России, с которого он получил весьма внушительную сумму. Вот и у героини произведения отсутствуют рамки морали, но она изначально была так запрограммирована. В той среде считалось правилом плохого тона долгое время не менять сексуального партнера. Вся ее сущность заключалась в том, что героиня всегда поступает так, как считается нормой. Даже когда она начала испытывать нежные чувства к Джону, это не помогло разубедить девушку в правильности и непогрешимости общественного строя. Она с легкостью передает своего возлюбленного, поскольку не видит в своем поступке ничего зазорного. 

Девушку можно характеризовать как легкомысленную, примитивную, глупую и внутренне пустую. Данное описание не меняется на протяжении всего произведения. Автор не считает данную особу личностью, поскольку ей совершенно не свойственно понятие «диалектика души». 

Главная мысль

Автор с осуждением относится к «идеальному будущему», стараясь высмеять его. Он показывает все прелести «идеального мира»: отсутствие душевных страданий благодаря таблеткам; разделение на касты, где судьба человека предрешена заранее в инкубатории; долгосрочных отношений не существует, как не существует любви, дружбы и привязанности. В новом мире напрочь отсутствует индивидуальность, а преобладает коллективный разум. 

Столь ярким примером автор старается донести мысль, что царящие устои в «новом» мире не могут сделать думающего человека счастливым. Это и является главной мыслью произведения. Счастье не может существовать в мире, где запрещено любое проявление чувств. 

Весь устрой государства в первую очередь был направлен на то, чтобы полностью искоренить у людей плохие эмоции и тревоги. Это все делалось для того, чтобы люди усердно и слажено трудился, не подрывая своим поведением устой общества. 

По мнению Мустафы Монда, ради счастья и спокойствия вполне возможно пожертвовать собственной индивидуальностью, наукой и искусством. Но является ли данная точка зрения правильной? Основная мысль произведения  как раз таки и заключается в том, что данная точка зрения ошибочна. Например, Дикарь, который изначально вырос совершенно в другой среде, когда попал в новый мир, понял — что все, что существует в новом мире — искусственное и ненастоящее. Счастья так же вымышлено. Для того, чтобы стать счастливым, больше нет необходимости стремиться и что-то делать. Его достичь элементарно и в короткий срок. Автор старается показать, что подобное «счастье» является лишь суррогатом настоящего  и глубокого чувства. А человеку уготована роль всего лишь винтика в этом большом и сложном механизме нового мира. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий