«Доктор Живаго» — роман Бориса Леонидовича Пастернака, который был написан в начале 20 столетия. Это период был очень суровым испытанием для России, которую коснулась и Первая Мировая война, и революция, и Гражданская война. Эти события стали большим испытанием и разрушили огромное количество человеческих судеб. Именно эти непростые взаимоотношения, которые сложились у человека с новой эпохой и описывает Борис Леонидович в своем романе «Доктор Живаго». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал на данную тему, благодаря которому вам будет намного проще разобраться во всех тонкостях данного произведения.
История создания
Практически с самого начала войны Пастернак начинает работать гад своим романом. Великая Отечественная война оставила глубокий след на сознании писателя, поэтому он начал переосмысливать судьбу как самой России, так и русского народа. Для этого он максимально окунулся в период зарождения советского государства.
Интересными фактами можно назвать следующее:
Существует определенное мнение, что прототипом главного героя произведения — доктора Живаго, является некий врач Дмитрий Авдеев. С ним писатель познакомился во время войны и продолжил общаться после ее окончания. Но по словам автора, в образе Живаго соединились черты его самого, Есенина и Маяковского.
По мнению сестры писателя, Лара и ее судьба очень напоминают историю торой супруги Пастернака.
В советской России Пастернак столкнулся с проблемой, что его произведение отказывались брать в печать. В конечном итоге роман был напечатан в Италии, а позже и других европейских странах. Спустя время произведение облетело весь мир.
Произведение так же умудрилось попасть в центр внимания ЦРУ, которые посчитали его неким орудием информационной войны. Именно по этой причине роман «Доктор Живаго» был в СССР под запретом. Но в то же время он сумел получить признание на Западе, и даже удостоился Нобелевской премии по литературе.
Подобный жест вызвал в СССР невероятное негодование, после чего Пастернак несколько лет подвергался жесткой травле. Но писатель так и не отказался от Нобелевской премии, поэтому его исключили из Союза писателей СССР.
Направление и жанр
Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» правильнее всего будет отнести к направлению реализма. Все места, герои и их поступки, автор описывает максимально реально, что у читателя складывается впечатление, что все происходящее было на самом деле. Пастернак стремится максимально детально воспроизвести атмосферу того времени. Поскольку автор писал во время, когда во всю царил модернизм, а сам он считал себя футуристом, то произведение получилось весьма новаторским.
Для того, чтобы максимально раскрыть своего персонажа, писатель использует не только пейзажи, диалоги, но и стихотворения. При помощи стихов ему удается дополнить описание эпохи, а так же создать настроение определенного эпизода.
Что же касается жанра произведения, то, безусловно, это роман. В повествовании охвачены большие промежутки времени, а так же большое количество действующих лиц.
Весь сюжет произведения разворачивается на фоне эпохального события, которое просто не может не влиять на всех героев данного произведения.
Композиция и конфликт
Одна из главных особенностей композиции романа — это постоянное повторение сцен похоронных процессий, которые постоянно следуют за главным героем. Таким образом автор старается символизировать путь самого героя, намекая на то, что Живаго постепенно умирает духовно.
Что же касается основного конфликта произведения, то он по своей сути трагичен. В нем идет речь о том, как один маленький человек противостоит неудержимому водовороту истории. В то же время мы видим судьбу целого поколения интеллигентов, которым удалось застать и эпоху монархов, и власть советов.
Основным конфликтом произведения является неравный бой революции и интеллигенции. Утонченные и имеющие первоклассное образование люди, просто не в состоянии были вписаться в диктатуру пролетариата, поэтому были вынуждены стать пережитками эпохи.
Суть произведения
Произведение Пастернака о враче — Юрии Живаго. С первых глав книги читатель узнает об обучении молодого человека, его взрослении, и о том, как формировалась его семейная жизнь. Мальчик очень рано стал сиротой. Отец героя покончил жизнь самоубийством буквально на глазах у своего сына. После этого мальчик воспитывался в интеллигентной и дружной семье. Там он рос вместе с Антониной, которая в последствии стала его женой. Отношения в семья сложились очень теплыми, но больше напоминали дружеские.
Параллельно с этим читатель узнает о развитии истории молодой девушки Ларисы, которая невольно становится любовницей старого адвоката Комаровского. Здесь мы видим уже другую картину. Девушка живет со вздорной и истеричной матерью, которая лишилась мужа. Женщина быстро заводит любовника, который неровно дышит к ее дочери. Таким образом Лариса и становится невольной любовницей, опасаясь рассказать матери всю правду.
Когда началась Первая Мировая война, Юрий отправляется на фронт в роли военного врача. К тому моменту у него уже была семья и дети. Лариса становится ассистенткой Юрия. Постепенно они сближаются. Когда Юрий возвращается назад, то обнаруживает, что монархию свергли, в России провозгласили республику, на улицах царит хаос и разруха, а члены его семьи едва выживают.
К этому моменту времени Лариса выходит замуж, но она не любит своего мужа. Ей достаточно того, что он любит ее и принимает со всем ее прошлым.
Павел Архипов — простой рабочий, проживающий неподалеку от Ларисы. Его очень задело, когда он узнал о любовнике своей избранницы. В дальнейшем их семейная жизнь не складывается. Лариса рожает ребенка — девочку, но отец ребенка к тому времени полностью увлекся идеями революции и начал принимать в ней самое активное участие. Ему удается сделать хорошую карьеру на Гражданской войне и стать известным большевиком.
Когда закончилась Октябрьская революция, семья Живаго покидает Москву и переезжает жить в далекий провинциальный городок, который называется Юрятин. Постепенно жизнь начинает налаживаться. Но так случилось, что именно в Юрятине проживает и Лариса, с которой у героя постепенно начинает разворачиваться роман. Когда любовный треугольник достигает кульминационного момента, Живаго налично вербуют в красный партизанский отряд.
Спустя полтора года службы в партизанском отряде, Живаго вернулся в Юрятин. Там он не нашел свою семью, но у него снова начинается роман с Ларисой. Спустя некоторое время в Юрятин приехал Комаровский, который начал уговаривать доктора, чтобы тот отпустил Ларису с ним. Как аргумент он приводит то, что имеет возможность увести женщину и ребенка и полностью их обеспечить. Живаго не остается ничего другого, как дать на это свое согласие.
Через много лет доктор Живаго совсем опустился и умер от сердечного приступа в московском трамвае.
Композиция
Лишь начав знакомиться с произведением, мы с самого начала обращаем внимание на структурные элементы композиции. Одним из таких элементов является тетрадь главного героя, которая становится гармоничным продолжением прозаического начала. Использование стихотворений лишь подчеркивают трагичность восприятия действительности автором и доктором Живаго.
Пастернак очень умело проводит параллели между своими персонажами, пытаясь сравнить их, просканировать их души, в конечном итоге замкнув их на Юрии Андреевиче.
Важной композиционной чертой является нагромождение случайных встреч, непредсказуемых поворотов судьбы, совпадений и стечений обстоятельств.
Зачастую, герои произведения склоняются к тому, что подобные повороты судьбы попросту невозможны и являются результатом сна или миража, который пропадет, как только они откроют глаза. Но все происходящее является реальностью.
Стоит так же отметить то, что в структуре романа автор использует принцип кинематографического монтажа, когда умело подбираются независимые сцены — кадры.
Основа романа строится отнюдь не на знакомстве героев и их отношениях, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.
Темы произведения
Одной из основных тем произведения можно назвать тему взаимоотношения личности и истории. Данные величины невозможно разделить по значимости. Ведь именно проявления личности мы встречаем в философии, поэтике и религии.
Еще одна тема произведения — это тема пути. Там где один человек сбивается с намеченного пути, другой — находит духовное величие, тем самым обрекая себя на продолжительные раздумья в одиночестве. Доктора Живаго правильнее будет отнести ко второму виду. Он был вынужден уехать из Москвы и перебраться за Урал, но при этом он совершенно не чувствовал себя жертвой. Он свято верит в то, что ему удасться отыскать истину и докопаться до сокровенной правды о самом себе. Именно так и случается. Он не побоялся отправиться в неизвестность, тем самым получил творческий дар, настоящую любовь и жизненную философию.
Еще одна тема произведения, которую раскрывает автор — это тема любви. Он показывает данное чувство, как одно из самых прекрасных явлений в жизни. Всю произведение буквально пронизано любовью: к детям, к семье, к друг другу и, конечно же, к Родине.
Все темы в произведении так тесно связаны между собой, что разъединить их попросту невозможно. Автор настолько умело сплел их в единое кружево, что создается впечатление, что стоит убрать хотя бы одну из них — все рухнет.
Проблемы
Главная тема произведения — это судьба творческой личности в революции. Желание отыскать правду привело к тому, что идеалы столкнулись с реальностью. Творчеству пришлось столкнуться с революцией, поэтому оно было вынуждено отчаянно защищаться. Народу пришлось бороться за свое право быть индивидуальностью. Но, к огромному сожалению, их стремление жестко подавлялось, поэтому с каждым днем надежда на освобождение таяла.
Интересным фактом является то, что автор подчеркивает, что физический труд — это настоящее творческое дело.
Проблему красоты, женственности человека, который занят простым трудом, автор, в первую очередь, связывает с образом Лары. Даже занимаясь будничными хлопотами, женщина умудряется захватывать своей притягательностью.
Пастернак с особым восхищением и обожанием говорит о простых людях, чьи лица буквально покорили его своей красотой. Автору удается раскрыть и показать национальный характер героев. Каждый их поступок содержит в себе глубочайшую национальную укоренность. Даже в их разговоре проявляется настоящий русский характер, который можно встретить только в России.
Проблема любви — это то, что связывает наших главных героев. Пастернак показывает судьбоносную любовь, которая предназначалась героям произведения свыше. Она была вынуждена столкнуться с преградами, которые ей подготовила неустроенность окружающего мира.
Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»
Стоит отметить, что среди русской интеллигенции того времени начинала зарождаться жажда подвижничества. Они ждали революцию, хотя представление о ней имели весьма сомнительное и не понимали, какие последствия она может повлечь за собой.
Юрий Живаго очень хотел постичь окружающий мир и испытывал духовную жажду, это его привело к тому, что он стал поэтом и мыслителем. За основу своих духовных идеалов герой взял чудо: за всю свою жизнь он так и не перестал относиться ко всему происходящему и окружающему, как к чуду. Благодаря собственному убеждению, что «надо привлекать добром», герой так и не смог выбрать как-то из враждующих сторон. Его останавливало лишь то, что в основе каждой из них лежало насилие.
Что же касается Стрельникова, то он является антиподом доктора Живаго. Это жестокий, безжалостный человек, который без капли сомнения готов вынести самый жесткий приговор. Подобная бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге приводит героя к самоубийству.
Что же касается самой интеллигенции, то она сыграла достаточно важную роль в формировании революционной действительности. Интересным фактом является то, что благодаря стремлению к новизне, переменам и смене правительства, исчезла та тонкая прослойка настоящей интеллигенции, в которую входили ученые, творческие люди, инженеры и врачи. Пастернак обращает внимание, что их место заняли новые привилегированные особи, которые претендовали на интеллектуальную монополию.
Когда герой возвращается в Москву, то начинает зарабатывать себе на кусок хлеба тем, что пилит дрова состоятельным людям. Как-то раз он пришел за деньгами, и увидел, что у хозяина на столе лежат его собственные творения. Новоиспеченный интеллигент зачитывался трудами Живаго, даже не обращая внимания на него самого.
Основания идея
В романе «Доктор Живаго» рассказывается об исторических событиях начала двадцатого века с точки зрения русского интеллигента. Автор без прикрас изображает весь тот ужас уничтожения старого и уже устоявшегося образа жизни, и период становления нового. Автор соглашается с тем, что все катаклизмы происходят закономерно, но в то же время он с глубоким сожалением относится к сложной судьбе России и ее народа.
Пастернак считает, что таким глобальным процессам, которые происходят в обществе, способна противостоять только личность, в то время, как ее социальная группа сама станет жертвой перемен. Но даже личность главного героя не смогла устоять под жестким натиском революционных событий. И он, и Стрельников, оказались заложниками собственной социальной группы и не смогли выйти за ее пределы. Это стало губительно для большого количества людей.
Главная мысль произведения — это то, что в любой ситуации необходимо оставаться человеком, даже тогда, когда ситуация просто ужасна. Человек всегда должен думать о высоком и никогда не должен опускать руки. Главному герою Юрию Живаго не хватило силы воли, чтобы остаться тем, кем он был изначально. Он отдал свою любимую другому человеку, отказался от работы и столь привычного ему образа жизни, тем самым понемногу уступая и саму Россию новой силе.