Анализ романа «Обломов» (И.А. Гончаров)

Анализ романа «Обломов» (И.А. Гончаров) Анализ произведений

«Обломов» — роман Ивана Александровича Гончарова, который является второй частью трилогии, в которую вошли произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Данное произведение рассказывает о человеке, идеалисте и мечтателе, который никак не хотел принимать деятельную жизнь. В образе главного героя автор показывает всю несостоятельность крепостного права, из-за которого развились лень и безделье среди высшего сословия России. 

Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще изучить данное произведение. 

История создания

Роман «Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии И.А. Гончарова — «Три О». В данную трилогию вошли еще два романа — «Обыкновенная история» и «Обрыв». 

За основу произведения была взята публицистика литературного критика Виссариона Белинского, который являлся одним из ярых противников помещичьего дворянства. Что же касается творческой истории романа, то она  тесно переплетается с жизнью самого автора. 

Гончаров неоднократно говорил о том, что образ главного героя Обломова во многом автобиографичен. Иван Александрович признавался, что сам является достаточно ленивым человеком, который больше всего ценит покой и размышления, а не шумную и подвижную жизнь. 

В образе Ольги Ильинской сочетаются черты сразу нескольких женщин, с которыми Иван Александрович был хорошо знаком. 

Образ Андрея Штольца был взят с отца жены брата Гончарова. 

Написание романа «Обломов» было очень важным моментом в жизни писателя. Работа над произведением давалась писателю непросто, поэтому он несколько раз переписывал и дорабатывал текст. 

Большой публике же он был представлен в 1859 году — через 12 лет после того, как он начал работать над романом. 

Стоит так же отметит то, что автор занимался написанием произведения в Мрачное семилетие 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и все русское общество. В данный период времени очень сильно усилилась цензура. Таким образом власти пытались отреагировать на активность либерально настроенной интеллигенции. 

Всю Европу захлестнули демократические перевороты, по этой причине политики в России приняли решение обезопасить режим репрессивными мерами относительно печати. 

Поскольку какие-либо новости отсутствовали, то у писателей появилась еще одна проблема — им не о чем было писать. Точнее, то, о чем они хотели бы написать, жестко контролировалось цензурой. Данные события очень повлияли на произведение. 

Сам же Гончаров говорил о своем романе так:

«Я писал свою жизнь и то, что к ней пристало». 

Данные слова можно расценивать как честное признание и подтверждение автобиографичности своего творения. 

Направление и жанр

Роман «Обломов» является ярким образцом реалистического направления в русской литературе. Иван Александрович постарался изобразить действительность максимально достоверно. Образы в произведении весьма реалистичны, и действуют согласно своей природе. 

Если говорить о жанре произведения, то правильнее всего будет отнести его к жанру социально-философского романа. Повествования захватывает большой промежуток времени и включает в себя большое количество различных персонажей. 

В произведении поднимаются не только проблемы социума, так же затронута тема дворянства, поднимаются философские вопросы, а так же ведутся рассуждения о смысле жизни и человеческом предназначении.  

Композиция и конфликт

Автор использует кольцевую композицию, которая тесно переплетается с окружающей средой. Это и является ее главной особенностью. 

Четыре части произведения, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. 

Все действия, происходящие в произведении, представляют собой круговорот: сон плавно переходит в пробуждение, а пробуждение сменяет сон. 

  1. Экспозиция. В первой части произведения действия как таковые практически отсутствуют, а лишь развиваются в мыслях главного героя. Обломов лежит и принимает гостей, периодически кричит на Захара, в то время как Захар отвечает ему тем же. В первой части романа мы можем видеть весьма разноколоритных персонажей, но по-сути они одинаковые. Одним из примеров является Волков, которому Илья Ильич сочувствует, но в то же время радуется за себя, что не пытается разорваться на десять мест одновременно, не мыкается, а спокойно сохраняет свое достоинство в собственных покоях. По отношению к Судьбинскому герой так же проявляет сочувствие, поскольку его товарищ плотно увяз в службе. К герою приходи большое количество посетителей, каждому из которых он сочувствует, со всеми из них он парирует, декламирует собственные мысли и идеи. Достаточно важную роль играет глава под названием «Сон Обломова», в которой автор обнажает самый корень «обломовщины». Здесь показывается основная идея причин, из-за которых сформировалась лень, апатия, инфантильность, и как итог — совершенно мертвая душа. Именно первая часть романа и является экспозицией, поскольку именно в ней автор демонстрирует условия, в которых была сформирована личность Обломова. 
  2. Завязка. Первую часть произведения можно считать точкой отсчета деградации Ильи Ильича как личности. Даже порывы страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части произведения не помогают Обломову улучшить свои личностные качества. Мы можем наблюдать знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части произведения перерастает в кульминацию. 
  3. Кульминация. В третьей части произведения решается судьба главного героя. Именно в этой части романа все его мечты начинают сбываться: герой начинает совершать подвиги, делает предложение своей возлюбленной, он полон решимости даже в схватке с самим собой. Но, к сожалению, люди, подобные Обломову, не способны на решительные и героические поступки, а лишь дремля в кресле могут представить, как бы это выглядело феерично. Илья Ильич не в состоянии выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, поскольку эта деревня является фикцией. Он расстается с любимой женщиной, сделав выбор в пользу сохранности собственного жизненного уклада, а не стремлению к лучшему, вечно ведя борьбу с самим собой. В это же время его финансовое благосостояние терпит крах, из-за чего ему приходится съехать с уютной квартиры в вариант попроще. 
  4. Развязка. В четвертой части произведения читатель может наблюдать брак с Агафьей Пшеницыной и дальнейшую смерть Обломова. Скорее всего, именно этот брак поспособствовал окончательному отеплению Ильи Ильича и дальнейшей смерти. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сюжет произведения достаточно простой, независимо от того, что произведение имеет достаточно внушительный объем. Очень ленивый, но добродушный герой среднего возраста становится жертвой обмана своих друзей-стервятников. Ему на помощь приходит хороший приятель Штольц, который спасает Обломова, но уводит его любимую женщину Ольгу, которая была основной подпилкой и поддержкой духовной жизни Обломова. 

Основная особенность композиции — это параллельно идущие сюжетные линии на разных уровнях восприятия. 

Что же касается основной сюжетной линии, то она одна — любовная и романтическая. 

Автор показывает отношения Ольги и ее кавалера с новой стороны, достаточно смело и страстно, подробно описывая. Из это следует, что перед нами любовный роман, в котором показано строительство отношений между мужчиной и женщиной. 

Вторая сюжетная линия, показанная в произведении, является второстепенной. Здесь мы видим противопоставление двух жизней: Обломова и Штольца. Их судьбы пересекаются в момент вспыхнувшей любви к одной и той же женщине. Здесь автор больше хочет показать крепкую мужскую дружбу. 

В анализируемом произведении автор раскрывает несколько конфликтов. В первом конфликте речь идет о конфронтации между героем и обществом, которое он отказывается принимать. 

Во втором конфликте раскрывается противостояние Обломова с самим собой. 

Еще можно отметить любовный конфликт, который заключается в выборе героя между двумя женщинами с кардинально противоположными характерами. 

Суть произведения

Начинается сюжет с того, что помещик Илья Ильич Обломов просыпается. Он узнает, что его родовое имение Обломова находится в плачевном состоянии. Так же он узнает, что денег катастрофически мало. Но он так и не может найти в себе силы, чтобы начать что-то делать. 

К Обломову приходит его старинный друг Андрей Штольц, который является вполне успешным предпринимателем и очень деятельным человеком. Он тщетно пытается расшевелить Илью Ильича, и даже знакомит его с весьма привлекательной девушкой — Ольгой Ильинской. 

Между Обломовым и Ольгой вспыхивает роман. Обломов даже начинает действовать, избавляется от лени и апатии. В этом ему помогает любовь. 

Но проходит время, главный герой начинает остывать и постепенно возвращается к привычному для себя образу жизни. 

Когда герою пришлось переехать со своей старой квартиры, он едва не лишился всех своих денег, став жертвой мошенников. На выручку в последний момент ему приходит все тот же старый приятель Штольц. Он принимает решение взять имение Обломова под собственное управление. 

Через какое-то время Илья Ильич сближается с мещанкой Пшеницыной, у них рождается сын. Окончательно опустившись и отстранившись от мира реальности, главный герой умирает от апоплексического удара. Опекунство над сыном Обломова взял на себя Штольц, который женился на Ольге. 

Главные герои и их характеристика

В романе «Обломов» автор использует говорящие фамилии. Он наделяет ими всех второстепенных героев. При помощи таких фамилий, он дополняет описание героев произведения, но не характеризует их в полной мере. Это делает сам Гончаров, детально описывая их действия и мысли. 

Обломов. Главный герой произведения. Это ленивый и полный мужчина средних лет, меланхоличен, депрессивен и постоянно хандрит. Но в то же время он очень добрый, чистый, нелицемерный, искренний с людьми. 

Мысленно он мечтает совершенно о другой жизни и ждет подходящего момента для исполнения собственных желаний. Но постепенно погружается в сон. Он мечтает о том, что когда-то сможет совершить подвиг подобно Дон-Кихоту, но так и не решается на это. Чтобы выплеснуть свою обиду и разочарование, он винит Захара. 

Стоит отметить, что главный герой очень наивен, чем вызывает умиление и желание защитить его. 

Штольц. Является яркой противоположностью Обломова. Именно от него исходит повествование и рассказ от «обломовщине». По национальности — немец по отцу и русский по матери. ему удалось унаследовать достоинства обеих культур, поскольку с ранних лет он вырос на литературе различных направлений. Великолепно разбирается во многих сферах жизни. Много уделяет времени путешествиям, работе, строительству, литературе. С завистью относится к свободной душе Обломова, поскольку сам на свободу души он претендовать не может, или же просто боится. 

Ольга Ильинская. Интересная, особенная, умная, воспитанная, с прекрасным голосом женщина. Влюбляется в Обломова. Ее любовь больше напоминает список заданий, а ее отношение к Обломову можно сравнить с отношением к объекту. Когда она узнала о мыслях Обломова, то загорелась идеей сделать из него «человека». В характере женщины присутствуют такие качества, как жестокость, самолюбие и зависимость от общественного мнения. Но любит она честно, по-настоящему. 

Агафья Пшеницына. Женщина 30 лет, является хозяйкой дома, куда переехал Обломов. Добрая, хозяйственная, простая женщина. Влюбляется в Илью Ильича, при этом совершенно не хочет его изменить. Молчаливая, спокойная, с ограниченным кругозором. Женщину не посещают высокие мысли, которые бы выходили за рамки повседневности. При этом она очень заботлива, трудолюбива и имеет способность к самопожертвованию ради любимого человека. 

Темы

Тематика, которую раскрывает Гончаров в романе «Обломов», охватывает буквально все сферы жизни дворян 19 века. 

Тема воспитания. Автор заостряет внимание на том, какую значимую роль играет воспитание в жизни человека. Он показывает то, насколько могут быть разными люди, которые воспитывались в разных условиях. Чтобы заострить внимание читателя на этом, он показывает две крайности — когда родители строгие, и когда родители мягкотелые. Для пущего эффекта он очень утрирует, показывая результаты. На примере Андрея мы видим, что ему банально не хватает душевности, а Обломову — активности и практицизма. 

Тема детства — еще одна немаловажная тема произведения. Гончаров показывает всю важность данного этапа жизни в построении человеческой личности. Еще в детстве герои произведения стали теми, кто они есть на самом деле. Но отношение к детству у них совершенно разное. Штольц вспоминает о своем детстве, в первую очередь, как об опыте. Что же касается Обломова, то для него детство — это потерянный рай и мечта. 

Тема любви. Гончаров относится к любви, как к прекрасному чувству, которое способно в корне изменить человека. Но в то же время именно любовь способна принести невероятный вред. Ильинская пережила неудачный роман, который не остался незамеченным, а Обломов после неудачного романа окончательно закрывается в себе. Из этого можно сделать вывод, что главное в чувстве — это идти до конца, и если менять себя благодаря влиянию своей второй половины, то менять навсегда. В противном случае попытка перемен может обернуться разбитым сердцем и изменой самому себе. 

Тема мечты. Что может быть прекраснее мечтающего человека? Но на примере Обломова мы отчетливо видим то, что если человек живет только мечтами, то в реальной жизни его ждут сплошные разочарования. 

Тема дружбы. Гончаров в романе «Обломов» показывает очень редкое в русской литературе понятие, как настоящая дружба. Хоть Штольц и Обломов — это две полные противоположности, но не смотря на это, они готовы всегда прийти друг другу на помощь. По сути, они дополняют друг друга, постоянно извлекая из общения что-то новое, недоступное и до сих пор им не знакомое. 

Обломов счастлив, когда вспоминает свое детство, в котором отсутствовала суета реального мира. Больше всего на свете он ценит безопасность, изобилие и комфорт. Он мечтал о сытой и беззаботной жизни на широкую ногу, но при этом он совершенно не хотел трудиться. 

Тема труда. Авто с большим уважением относится к труду и трудящимся людям, которым удалось без чьей либо помощи добиться успеха в жизни. Но в то же время на примере Штольца мы видим, что подобное стремление может привести к крайностям и буквально превратить человека в механизм, для которого вся жизнь заключается исключительно в работе. 

Проблемы

Проблематика произведения так же очень разнообразна и насыщена. 

Проблема лишнего человека является основной проблемой произведения. Автор знакомит нас с человеком, который из-за своего барского воспитания оказался совершенно неприспособленным к жизни в реальном мире. Благодаря его образу, автор показывает насколько деградировало помещичье дворянство, и никак не может приспособиться к изменениях в быту и нравах. Однозначно ответить, хорошо это или плохо, очень сложно. Главная проблема общества заключалась в том, что оно было больше не в состоянии содержать людей, подобных Обломову, какой бы хрустальной у них не была душа. 

Проблема «обломовщины». Под этим емким словом гончаров имел в виду определенный образ мыслей, при котором человек отказывается от своего настоящего, и продолжает жить воспоминаниями о прошлом. Они ничего не делает, а лишь вспоминает. Обломовщиной автор называет полный отказ от каких-либо действий, который приводит к смерти души. 

Отдельно стоит отметить сам образ жизни Обломова. Гончаров относится к своему герою с симпатией, он демонстрирует то, что Обломов морально превосходит бездушность и суетливость окружающего мира. Но в то же время автор акцентирует внимание на том, что подобный образ жизни является губительным не только для него самого, но и для людей, которые от него зависят. Например, сын героя остался сиротой лишь по причине инфантильности Ильи Ильича. 

Проблема смысла жизни. На наглядном примере автор показывает читателю две крайности. С одной стороны мы знакомимся с Обломовым, который всю свою жизнь лишь лениво рассуждал и вспоминал прошлое, а с другой стороны показан Штольц, для которого вся жизнь заключалась исключительно в работе. Ни один, ни второй так и не смогли стать счастливыми по-настоящему и найти подлинный смысл жизни. Автор специально демонстрирует насколько жизненные крайности могут быть бесперспективными. 

Автор на примере постоянного лежания Обломова хочет показать то, что дворянское воспитание несовершенно. Немаловажную роль в этом всем сыграло и общество, которое позволило зародиться прослойке людей, совершенно не приспособлены к любой человеческой деятельности. Обломов считает, что его место на диване. Ведь у него в жизни не было необходимости трудиться.  Ему повезло родиться в обеспеченной семье, поэтому у него отсутствовали любые мотивации, чтобы искать свое место под солнцем. Зачем ему было что-то делать, если у него и так все было?

Он мог бы вести разгульный образ жизни, как это делали его сверстники-дворяне, но его характер отличался особой апатичностью и отсутствием интересов. Ему нравилось размышлять и придаваться воспоминаниям, поэтому диван стал его постоянным местом обитания. 

Автор старается подчеркнуть то, что именно лень является самым опасным человеческим пороком, который способен изначально разрушить человека духовно, а после и физически. 

Основная мысль

Гончаров в романе «Обломов» показывает исчезновение старой России и начало совершенно новой эпохи. С одной стороны автор демонстрирует помещичье дворянство в лице Обломова, которое находится в глубочайшем мировоззренческом кризисе. Оно стало бессильным и безразличным ко всему на свете. С другой же стороны мы можем наблюдать абсолютно новое поколение русского народа, которое воплотилось в лице Штольца. Это люди трудолюбивые, талантливые капиталисты, дельцы, которые на первое место ставят работу и зарабатывание денег. 

Основная мысль заключается в том, что общество сможет из двух крайностей выбрать золотую середину, которая сможет привести к светлому будущему. 

Чему учит?

Главное, чему учит роман Гончарова — это не бросаться в крайности. Люди должны честно трудиться, чтобы достичь желаемого в этом мире, а не только придаваться воспоминаниям и мечтам. Но в то же время человек всегда должен оставаться человеком. В жизни любого из нас должно оставаться место для рассуждений о собственной жизни, мечтаний, ностальгии и воспоминаний. Без полной гармонии мы не сможем стать по-настоящему счастливыми. 

На примере Штольца и Обломова автор показывает, что даже совершенно разные люди способны быть настоящими друзьями. Гончаров отчетливо показывает читателям то, что нет в мире ничего абсолютного: хорошего или плохого, верного или ложного. Самые благие намерения Ольги приводят к душевной травме Илью Ильича, да и ее саму. А проявляемая забота Штольцом, лишь ускоряет деградацию Обломова. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий