Анализ романа «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Анализ романа «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Анализ произведений

«Война и мир» — классический роман Льва Николаевича Толстого, который по праву считается величайшим колоссом всей русской литературы. Лев Николаевич буквально стал олицетворением всей России в сфере культуры. Наверное, в мире не существует такого человека, который ни разу бы не слышал фамилии Толстого. Что же касается романа «Война и мир», то это кульминация творческого пути великого писателя. Данное произведение буквально перевернуло отношение как к русской литературе, так и ко всей мировой истории. 

В 1863 году А.Е. Барсом написал письмо своему товарищу, графу Толстому. В данном послании шла речь о беседе двух молодых людей, суть которой сводилась к событиям 1812 года. 

После этого Лев Николаевич Толстой принял решение создать грандиозное произведение, в котором речь пойдет о том героическом времени. 

Он не стал откладывать задуманное в долгий ящик, поэтому уже в октябре 1863 года написал в письме к своей родственнице о том, что чувствует невероятный прилив творческих сил. Так же писатель отметил, что его новое, грандиозное произведение не будет напоминать ни одно, из его предыдущих. 

История создания

В первоначальной версии романа главный герой произведения — это был декабрист, который вернулся в 1856 году из ссылки. Потом автор решил перенести начало произведения на день восстания в 1825 году, а еще позже все действия романа перенеслись на 1812 год. 

Скорее всего, опасения Толстого касались того, что роман могли не пропустить из-за политических соображений, поскольку еще Николай Первый очень опасался повторения бунта, поэтому достаточно сильно ужесточил цензуру.  

Так как Отечественная война напрямую была связана с событиями 1805 года, то автор решил взять именно этот период времени для начальной точки отсчета в своем произведении. 

Изначально произведение носило название «Три поры». Конечный результат романа автор видел так: первая часть или пора будет посвящена молодым декабристам, участникам военных действий; втора пора расскажет читателю о восстании декабристов; в третей поре речь пойдет о второй половине 19 века, внезапной гибели Николая Первого, поражении русской армии в Крымской войне, амнистии участников оппозиционного движения, которые, по возвращению из ссылки, жаждали перемен. 

Интересным фактом является то, что Толстой не стал брать за основу исторические труды, он решил положить в основу большинства эпизодов романа мемуары реальных участников и свидетелей военных действий. 

Так же для создания шедевра Лев Николаевич использует материалы из газет и журналов. Еще Толстому удалось в Румянцевском музее ознакомиться с неопубликованными документами и письмами фрейлин, и генералов. Писатель даже отправился в Бородино, где провел несколько дней. Он всей душой жаждал описать Бородинское сражение так, как не описывал его никто и никогда. 

Роман «Война и мир» Толстой писал на протяжении семи лет. Это не удивительно, поскольку одного только начала произведения существует пятнадцать вариантов. Лев Николаевич несколько раз начинал писать роман, а потом неоднократно бросал, чтоб через время приняться за работу заново. Лев Николаевич уже тогда понимал, что создает шедевр, поэтому хотел создать нечто невероятное и инновационное. Ему удалось создать роман-эпопею, который смело может представлять всю русскую литературу на мировой арене. 

Направление, жанр, композиция

Если говорить о направлении романа «Война и мир», то, безусловно, это реализм. Лев Николаевич стремится как можно реалистичнее изобразить действительность. Все герои произведения развиваются совместно с развитием окружающего мира. Если обратиться к словам самого Льва Николаевича, то они звучат так: 

«Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.»

Мы же можем с уверенностью сказать, что перед нами роман-эпопея. В произведении речь идет об эпохальных событиях, которые происходят в течении достаточно продолжительного промежутка времени. Все действия, происходящие в романе, разворачиваются на фоне реальных исторических событий. Автор использует реальные исторические личности и места. 

Толстой использует линейную композицию, которая примечательна большим количеством авторских монологов. В этот период времени писатель отвлекает читателя от главных героев произведения, давая возможность посмотреть на ситуацию более широко. Структура произведения многоуровневая: 4 тома, в каждом из которых несколько частей, которые так же разделяются на главы. 

Смысл названия

На самом деле существует множество теорий, почему же автор именно так назвал свое произведение. Но мы остановимся на трех:

  1. Первая теория говорит о том, что назвав произведение «Война и мир», автор пытался отразить два состояния общества. В первой части произведения речь идет о войне в разобщенном и слабом обществе. Вторая же часть произведения рассказывает нам о народе, который из-за внешней угрозы сумел сплотиться и на момент повествования находится в мире с самим собой. 
  2. Если же обратиться ко второй теории, то здесь существует мнение, что слово «мир», использование в названии произведения, на самом деле означает слово «народ». Из этого можно сделать вывод, что речь в романе идет о народе во время войны, и о том, какую роль он играл.  
  3. Третья теория больше основана на композиции романа, поскольку в некоторых частях идет речь о мире, а вдругих о войне. Именно на этом контрасте автору удается показать то, как раскрывается характер русского народа в различных состояниях и реалиях. 

Суть произведения

Автор разделяет анализируемое произведение на большое количество связанных сюжетных линий, но стоит обратить внимание на три из них:

  1. Линия Петра Безухова рассказывает о попытках героя отыскать собственный смысл жизни. На протяжении произведения мы можем наблюдать, как герой переживает неудачную женитьбу, период кутежей и роскоши, увлечение масонством, Бородинскую битву. Пережив все это, герой лишь в сгоревшей Москве смог отыскать духовного наставника, которым оказался обычный русский солдат Каратаев. Именно благодаря нему герою удается обрести внутренний покой. 
  2. Линия Андрея Болконского. В самом начале произведения мы видим мужчину, который жаждет славы, но получив серьезное ранение на поле боя, заставляет его задуматься о смысле существования. Он долгое время старается найти свой путь и собственный смысл жизни, работает в правительстве, хочет отыскать счастье в личной жизни, принимает участие в освобождении страны от французского вторжения, но лишь находясь на пороге смерти ему удается обрести желанный покой и смириться со своей судьбой. 
  3. Линия Наташи Ростовой. Жизненный путь девушки проходит через путь лицемерия, пошлости дворянского общества. Не обходят ее стороной и семейные проблемы. Но в конечном итоге ей удается стать любящей супругой и матерью. 

Параллельно Лев Николаевич Толстой рассказывает о судьбе семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, а так же об исторических событиях первой половины девятнадцатого века. 

Темы

В анализируемом произведении Лев Николаевич поднимает огромное количество тем, некоторые из которых не потеряли своей актуальности и по сей день. 

Одна из тем произведения — это тема семьи. Автор хочет показать читателю ту огромную роль, которую несет именно семья. Ведь именно там у нас формируется психология, воспитание, взгляды и моральные принципы, вырабатывается характер. Именно поэтому данная тема занимает одно из ведущих мест в произведении. Кузница нравов формирует характеры героев, а так же влияет на диалектику их души в течении всего повествования. 

Когда Лев Николаевич начинает описывать семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных, становится отчетливо видно его личное отношение к семейным ценностям. 

Еще одна тема произведения — тема народа. Одержав победу в битве, сражении или войне, слава всегда достается полководцу или же императору, в то время как народ, без которого не было бы этой победы, — всегда остается в тени. Донну проблему и поднимает Лев Николаевич, желая продемонстрировать тщеславность военных чиновников, и возвысить рядовых солдат. 

Нельзя оставить без внимания и тему войны. Толстой описывает военные действия как-бы отдельно от самого романа. Ему удается показать невероятный русский патриотизм, который и становится залогом победы. Автор демонстрирует феноменальную храбрость и силу духа русских солдат, которые готовы идти до конца ради спасения своей Родины. 

Лев Николаевич Толстой старается показать читателю военные сцены глазами того или иного героя произведения. Он максимально погружает читателя во все происходящее, чтобы тот смог прочувствовать все действия на себе. 

Параллельно с масштабными баталиями показаны и душевные терзания героев. Когда они находятся на грани жизни и смерти, то им открывается истина. 

Тема жизни и смерти вплотную переплетается с темой войны. Своих персонажей автор делит на «живых» и «мертвых». К живым относится Петр, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а к мертвым — старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. 

Все «живые» персонажи постоянно движутся, причем автор показывает не столько физическое движение, сколько внутреннее, диалектичное. Душам героев удается достичь гармонии, лишь пройдя череду испытаний. Что же касается «мертвых» персонажей, то они постоянно прячутся за масками, что приводит их к трагедии и внутреннему расколу. 

Смерть Толстой так же показывает с весьма необычной стороны. Он разделяет ее на три вида: смерть физическую, смерть нравственную и пробуждение через смерть. 

Жизнь можно сравнить со свечой, у кого-то огонек маленький, но иногда вспыхивает ярким светом, как это встречается у Петра. Чей-то огонек горит постоянно, как это происходит у Наташи Ростовой, а кого-то колеблется — как у Маши. 

Так же две ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» героев, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти. 

Проблемы

Проблематика, представленная в романе, так же весьма многогранна и обширна. 

Одна из основных проблем произведения — это проблема войны. Лев Николаевич постарался изобразить войну жестокой и бессмысленной, на которую высокие чины посылают тысячи людей, зная, что тех ждет неминуемая смерть, ради достижения собственных корыстных целей. 

Но в то же время автор подчеркивает необходимость защиты собственного государства и приветствует патриотическую войну русского народа. Больше всего он восхищается партизанской войной. 

Проблема истинного и ложного. Лев Николаевич старается разобраться в том, какие вещи в нашей жизни можно назвать истинными, а какие — ложными. К ложным ценностям Толстой относит деньги, власть и известность, а к истинным — любовь, семью и простое человеческое счастье. 

Проблема светского общества. Автор с пренебрежением относится к дворянскому обществу, которое давно погрязло в интригах, карьеризме и бездуховности. Но он так же не забывает отметить и то, что даже в обществе аристократов встречаются по-настоящему благородные и умные люди. Но он не упускает возможности подчеркнуть и то, что количество таких людей очень невелико, и появляются они скорее случайно. 

Проблема России и социальной несправедливости. С одной стороны автор показывает дворян-паразитов, которые давно отреклись от своих предков и прожигают свою жизнь лишь в собственных интересах, в противовес им он показывает простого русского человека, который даже в самое тяжелое и смутное время не предаст и не отвернется от своей Родины. Но стоит отметить, что в целом роман носит пессимистический характер, поскольку что все лавры от победы русского народа пожали те самые дворяне-паразиты. 

Проблема личности. Автор не согласен с тем, что отдельно взятая личность способна сыграть решающую роль в истории человечества. Если брать масштабы вселенной, то человек не значит совершенно ничего. Но в то же время автор говорит о том, что каждый из нас остается хозяином собственной судьбы. Человек должен постоянно самосовершенствоваться и стремиться к счастью. Лишь тогда он сможет стать самим собой, добиться умиротворения и внутренней гармонии. 

Основная мысль

Стараясь не уходить от консервативных русских позиций, Лев Николаевич воспевает патриотическую войну русского народа с оккупантом. Так же автор  отмечает несправедливость мира в целом и самого российского общества. 

Главный смысл авторской позиции заключается в том, что необходимо решать сложившиеся проблемы, но даже на глобальном уровне это не представляется возможным. 

Лев Николаевич наглядно демонстрирует, что самый простой человек благодаря своей любу способен побороть зло, заключенное в нем самом. Это серьезный и большой шаг, который в будущем может помочь обрести счастье всему человечеству. Это и является главной мыслью романа-эпопеи «Война и мир». 

Каждый человек в первую очередь должен прислушиваться к собственным чувствам и ни в коем случае не позволять обществу рушить собственные убеждения. Именно в постоянной и упорной работе над самим собой писатель видит возможность человека изменить мир, начав с самого себя. 

Характеристика главных героев

Андрей Болконский — дворянин, который полностью разочаровался в светской жизни, неустанно ищет славы. Внешне Болконский очень красив, у него сухие черты лица, невысокий рост, но при этом герой обладает атлетическим телосложением. Андрей бредит славой Наполеона, для этого решает отправиться на войну. Мужчина насытился светской жизнью и высшим обществом, что даже его жена, которая ждет ребенка, уже не является для него отрадой. 

Но мировоззрение героя резко меняется, когда его ранили в сражении в Аустерлице. В этот момент он сталкивается со своим кумиром Наполеоном, который показался герою мухой, вместе со своей его славой. 

После того, как герой влюбляется в Наташу Ростову, его взгляды так же меняются. Герой смог найти в себе силы и жить дальше после смерти жены. Со смертью он встретился на Бородинском поле, поскольку не смог отыскать в своем сердце сил простить людей и не воевать с ними. Толстому удается передать ту борьбу, которая происходит в душе Андрея. Тем самым автор намекает, что Андрей является человеком войны, который просто не в состоянии жить в мирное время. Лишь умирая, он прощает Наташу за измену. Ему удается умереть в полной гармонии с самим собой. Но за то, чтоб приобрести эту гармонию, герою пришлось заплатить достаточно большую цену. 

Наташа Ростова — молодая, веселая, искренняя девушка. Умеет любить по-настоящему. У Наташи великолепный голос, которым она способна растопить сердца даже самых придирчивых критиков. Автор знакомит читателя с героиней в тот день, когда ей исполняется 12 лет. Поэтому мы имеем возможность наблюдать все этапы ее взросления: первая влюбленность, первый бал, предательство Анатоля, вина перед Андреем Болконским, долгие поиски собственного «я», это касается и религиозных взглядов, гибель любимого человека (Андрея Болконского). В конечном итоге мы можем наблюдать, как задиристая девчонка превратилась в тихую и покорную супругу Пьера Безухова. 

Пьер Безухов — молодой человек, довольно плотного телосложения. Неожиданно ему завещают титул и внушительное состояние. Безухов раскрывает собственную личность благодаря происходящим вокруг него событиям, поскольку из всего старается получить жизненный урок и вынести мораль. Он становится более уверенным в себе после женитьбы с Элен, а когда разочаровывается в своей избраннице, то увлекается масонством. В конце произведения он находит свое счастье с Наташей Ростовой. 

Нахождение в плену у французов дало ему непростой урок — молодой человек понимает, что истинное счастье заключается в помощи другим. К данному выводу Безухов приходит благодаря знакомству с Платоном Каратаевым. Платон — бедняк, который сам находясь на грани жизни и смерти от голода и холода, всеми путями старается помочь Безухову и поддержать его. 

Илья Андреевич Ростов — граф, хороший семьянин, любит роскошь, из-за чего попадает в большие финансовые проблемы. По натуре слабый и мягкий человек, совершенно неприспособленный к суровой жизни. Из-за этого он становится жалким и совершенно беспомощным.

Графиня Наталья Ростова — супруга графа Ильи Андреевича, имеет ярко выраженный восточный колорит, хорошо держится в обществе, души не чает в собственных детях.  Женщина очень расчетлива, когда Николай решает жениться на Соне, она всеми путями старается не допустить этого, поскольку девушка не богата. Женщина становится очень сильной и твердой по той причине, что ее муж достаточно слаб. 

Николай Ростов — старший сын в семье. Добрый и открытый, но при этом походит на отца — так же слаб духом и расточителен. Проигрывает семейные деньги в карты. Мечтает о славе, но приняв участие в нескольких сражениях понимает, что война очень жестока и в ней нет никакого смысла. Свое счастье находит в союзе с Марьей Болконской. 

Соня Ростова — племянница графа. Невысокого роста, худощавого телосложения, с черными волосами. Характер девушка имеет рассудительный, но при этом очень добрая. Девушка всю свою жизнь любит Николая, но когда узнает, что он влюблен в Марью, принимает решение отпустить его. Подобное поведение очень симпатизирует автору. 

Николай Андреевич Болконский — князь У мужчины очень непростой характер — он весьма категоричен и неприветлив, хороший аналитик. Из-за своей чрезмерной строгости совершенно не умеет показывать свою любовь, но при этом к детям питает самые нежные чувства. Умирает от второго удара в Богучарово. 

Марья Болконская — скромная девушка, которая очень любит своих родных людей. Готова пойти на все ради любимых людей. Автор акцентирует внимание на том, что у девушки были невероятно красивые глаза, но при этом совершенно некрасивое лицо. Ее примером автор показывает то, что никакая красота форм не сможет заменить красоту душевную. 

Элен Курагина — бывшая жена Пьера Безухова. Красивая женщина, ведет светский образ жизни. Не может жить без мужского внимания, всегда добивается желаемого. Не сильно умна и порочна. 

Анатоль Курагин — брат Элен. Красивый внешне, так же завсегдатай светского общества. Совершенно не имеет моральных принципов, однажды хотел в тайне обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя в этот момент находился в законном браке. Умирает мучительно на поле боя. 

Федор Шолохов — офицер, лидер партизанов. Мужчина невысокого роста со светлыми глазами. В нем странным образом сочетаются эгоизм и забота о своих близких. Так же не обделен пороком, имеет страсть к азарту, но при этом очень любит свою семью. 

Любимые герои Толстого

В произведени отчетливо видно авторскую симпатию и антипатию к героям романа. Если обратить внимание на женские образы, то больше всего свою симпатию писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Лев Николаевич очень ценит в девушках женское начало — преданность любимому человеку, познание счастья материнства и заботливость. Его любимые героиню готовы пожертвовать собственными убеждениями ради блага других. 

Толстой с восхищением говорит о Наташе Ростовой, которой удалось после смерти Андрея найти в себе силы и жить дальше. После того, как погиб ее брат Петя, девушка направила всю свою нерастраченную любовь на мать, которой было очень тяжело. Наташа буквально переродилась, когда поняла, что жизнь продолжается до тех пор, пока в ней существует большое и светлое чувство к близким ей людям. Девушка очень патриотична. Особенно это видно в тот момент, когда она без единого сомнения начинает оказывать помощь раненым. 

Марье так же удается найти счастье в помощи другим людям, когда она начинает чувствовать, что нужна кому-то. Девушка заменяет маму своему племяннику Николушке, заботясь и оберегая его. Ей не безразлична судьба обычных мужиков, которым нечего есть. Она не в силах понять почему богатые люди не могут помочь бедным. 

В конце произведения любимые героини буквально завораживают писателя. 

Есть у Толстого и любимые мужские образы. Таковыми становятся Пьер Безухов и Андрей Болконский. 

Изначально автор показывает Пьера неуклюжим, полным молодым человеком. Но не смотря на внешнюю несуразность, молодой человек умен. Единственный, кто принимает его таким, какой он есть — это Болконский. 

Андрей Болконский изначально предстает смелым и суровым. Именно эти качества как нельзя кстати пригодились ему на поле боя. И Андрей, и Пьер рискуют своей жизнью на поле боя, чтобы защитить свою Родину. Оба стараются найти свой путь и самого себя. 

В чем смысл?

Главный смысл произведения раскрывает сам Лев Николаевич строками о величии. По мнению Толстого, величия нет там, где нет простоты души, добрых намерений и отсутствует чувство справедливости. 

Лев Николаевич выражает величие через народ. Описывая сражения, автор подчеркивает то, что самый обычный солдат проявляет невероятную смелость, что не может не вызывать гордости. 

Даже самые робкие сумели разбудить в себе чувство патриотизма, которому удалось принести победу русской армии. Автор протестует против ложного величия. 

На примере Наполеона и Кутузова он демонстрирует это читателю. Слава Наполеона легковесна, поскольку за ней стоят достаточно сомнительные основания. 

Что же касается образа Кутузова, то он получился народным, поскольку еще ни один полководец не был так приближен к простому народу. 

Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий