Рассказ «О любви», который написал Антон Павлович Чехов, как и многие другие драматургические произведения 19 века, отличает краткость. Читателям хорошо известны его небольшие юмористические рассказы, повести и пьесы. Анализируемый рассказ вошел в цикл «Маленькие трилогии» и является самой известной и популярной у читателей работой. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще узнать множество интересных фактов и особенностей произведения.
История создания
Как уже говорилось ранее, рассказ «О любви» вошел в цикл «Маленькие трилогии», а если быть точным — завершил его. Впервые произведение было опубликовано в 1898 году в журнале «Русская мысль».
В записных книжках автора есть упоминания о данном произведении. Там говорится, что сама задумка появилась в 1895 году, но за работу он принялся лишь спустя три года — в 1898. Помимо рассказа «О любви» Антон Павлович написал также не мене известный «Крыжовник», который появился тоже на страницах «Русской мысли» в августе 1898 года.
В жизни самого Чехова была некая Лидия Александровна Авилова, их судьба очень напоминает судьбу героев произведения. У Авиловой был нелюбимый, но очень уважаемый супруг, поэтому она вела тайные переписки и встречи с Антоном Павловичем, но их любовные отношения были невозможны. Женщина была уверена, что Чехов описывает именно их отношения. Но многие критики не согласны с мнением Лидии Александровны, поскольку считают, что ее воспоминания весьма субъективны, из чего следует, что произведение нельзя назвать автобиографичным.
Жанр, направление
Как уже говорилось ранее, Антон Павлович был мастером краткой литературной формы. Любимым жанром писателя являлся рассказ-миниатюра, в который он вкладывал глубокую философскую авторскую мысль. Именно жанровая особенность произведений Антона Павловича помогает раскрыть реалистичный метод. Чехов трудился в русле реализма. Деталь является одним из самых важных элементов чеховского рассказа, потому что именно она помогала писателю обрести гармонию малой «рассказом» формы и глубочайшим реалистичным содержанием.
Данное произведение завершает цикл «Маленькая трилогия», в который вошли произведения, объединенные сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре».
Если же говорить о главных героях произведения, то это повествователи собственных историй, каждый из которых является главным в своей части цикла.
Композиция
Структура данного произведения отличается от большей части рассказов. Главной особенностью композиции является прием написания «рассказ в рассказе». В начале произведения перед читателем предстает приятельская беседа, во время которой обсуждается то, что красавица Пелагея явно испытывает нежные чувства к совершенно неподходящему, по мнению собравшихся, повару Никанору. Далее мы видим рассуждение женщины относительно любви, а после читатель уже знакомится с рассказом главного героя Алехина о его любовных чувствах.
Завязкой повествования является момент приглашения на обед от Лугановича, а также знакомство с его молодой супругой — Анной Алексеевной.
Кульминация — вспыхнувшее взаимное чувство между Алехиным и Анной Алексеевной. Но в тоже время они прекрасно понимают, что у их чувств нет никакого будущего.
Развязка — момент, когда герои трагически и печально прощаются в поезде, на котором уезжает Анна Алексеевна навсегда.
Суть
В названии произведения отчетливо отображается основная линия произведения — любовная.
В основу сюжета легла история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учится в университете, но когда умирает его отец, он был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы суметь погасить долги отца. Молодой человек очень тяготится работать на земле вместе с крестьянами, поскольку он давно привык к культурному обществу. Идет время, и молодой человек начинает отказываться от роскоши, что откладывает отпечаток на его бытовых привычках.
В скором времени главный герой становится одним из мировых судей. На одном из судов он знакомится с добрым и простодушным мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Оказавшись на обеде у своего нового приятеля, он знакомится с его супругой — Анной Алексеевной, которая производит достаточно яркое впечатление. Герой продолжает общение с женщиной, в процессе которого он начинает понимать, что их любовное влечение взаимно. Но его не перестает мучить чувство вины перед их семейством, поскольку супружеская чета очень благосклонно к нему относятся. При этом всем, ни Анна, ни Павел не дают волю своим чувствам и не признаются друг другу.
Со временем это самое чувство недостижимости счастья становится мучительным для Анны Алексеевны. Женщина очень быстро раздражается и даже лечится от нервного расстройства. Меняется и ее отношение к Алехину. К этому моменту времени супруга Анны повышают по службе и он становится председателем одной губернии, поэтому супруги вынуждены сменить место жительства и переехать. Именно во время проводов Анны и наступает развязка их романа. Павел и Анна объясняются друг с другом в купе поезда, после чего навсегда расстаются. Главный герой понимает, что он упустил свое счастье.
Главные герои и их характеристика
Алехин Павел Константинович — главный герой произведения. Автор подробно не описывает данного персонажа в рассказе «О любви», но зато дает достаточно подробное описание ему в «Крыжовнике». Это сорокалетний мужчина, который очень напоминает художника или ученого, но никак не помещика. Если говорить о происхождении героя, то он дворянин, но из-за долгов отца у него практически не остается денег для существования. Герой совершенно не привык работать руками, поэтому работа в имении ему в тягость. Постепенно Павлу приходится забыть о культуре и образовании. При этом всем он является очень трудолюбивым человеком, благодаря чему становится мировым судьей. Данная должность дала ему возможность познакомиться с Дмитрием Лугановичем и его супругой, в которую он влюбляется.
Если говорить в целом о его образе, то его можно охарактеризовать как несчастного и одинокого помещика, которому не хватает смелости для решительного шага, поскольку на кону стоит его репутация.
Дмитрий Луганович — хороший товарищ Павла Константиновича, обеспеченный дворянин. В начале произведения главный герой описывает Дмитрия как доброго и достаточно простодушного человека. Но в середине произведения он начинает задумываться над тем, почему Анна решила соединить свою жизнь со столь неинтересным и скучным мужчиной.
Анна Алексеевна Луганович — супруга Дмитрия Лугановича. Помещица, воспитывает двоих детей, молода и умна. Описывает женщину в произведении также Алехин. Он говорит о том, что ранее не встречал подобной женщины. С первой встречи он почувствовал некую близость к данной женщине. Анна очень добрая женщина и проявляет заботу по отношению к Алехину. Также неравнодушна к Алехину, но не демонстрирует свои чувства. Лишь глаза героини говорят о том, что она ждет встречи с Алехиным. Дорожит своим положением и репутацией, поэтому никак не проявляет свою любовь.
Темы
Главная тема произведения — это тема любви. Автор показывает другую сторону этого прекрасного чувства, когда любовь является недоступной, поэтому не приносит человеку ни счастья, ни удовлетворения, а обрекает его лишь на страдания. Любви, которая так внезапно возникла между героями, мешают проявиться установленные обществом и моралью запреты. Герои сталкиваются с тем, что мужчина не имеет никакого морального права встречаться с любимой женщиной, поскольку она замужем, а женщина не в праве предать своего законного супруга, в браке с которым на свет появилось двое детей. Череда данных запретов не дают героям даже надежды на совестную любовь и счастье.
Тема счастья также присутствует в данном произведении. Даже если бы герои рискнули и признались друг другу в чувствах, это бы отразилось на их репутации. Герои не могут позволить себе быть счастливыми, поскольку на пути к счастью стоит общественное осуждение и укрытые совести. Они сделали выбор держать свои чувства в тайне, обрекая себя на боль и страдания.
Тема раскаяния. После того, как главный герой навсегда прощается с любимой, он понимает, что пришло время дать волю собственным чувствам, которые он хранил в своем сердце многие годы. Он осознает то, что не стоило отрекаться от любви ради спокойствия собственной совести.
Проблемы
Чехов раскрывает в произведении проблемы «футлярности» и «маленького человека». Герои произведения любят друг друга, но страдают от своей любви. Это приводит к тому, что постепенно из их жизни начинает уходить энергия и силы. Влюбленные люди проводят достаточно много времени вместе, посещают театры. Но они совершенно не готовы изменить собственные привычки и сделать выбор в пользу любви, а не комфорта.
Герои произведения страдают от собственной неуверенности, им элементарно не хватает смелости, чтобы наплевать на запреты и дать волю собственным чувствам и эмоциям. Но, в тоже время, они не могут найти в себе силы, чтобы окончательно прекратить встречи, поэтому они продолжают вести столь привычный образ жизни, который не приносит им ничего, кроме страданий.
Основная мысль
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в обличении слабостей людей, из-за которых герои произведения не могут позволить себе покориться зову сердца. Чехов наглядно демонстрирует людей, которые не имеют воли противиться внешним факторам. Ведь если бы они были сильнее и смелее, то нашли бы в себе силы преодолеть общепринятые нормы, рискнув своим положением в обществе. Но это не о главных героях произведения, поскольку они так и не рискнули пожертвовать положением, отказавшись от своей любви.
Автор хочет показать ситуацию, когда человек способен убить собственное высокое и светлое чувство любви, сделав выбор в пользу общественных законов. Выбирая добропорядочность, мы не всегда становимся счастливыми. Антон Павлович хочет показать представителей общества того времени, и вынести приговор укладу общественного строя, который не дает возможности людям следовать собственным желаниям даже в любви.