А.А. Блок «В ресторане» полный анализ стихотворения

А.А. Блок «В ресторане» анализ стихотворения Анализ стихотворений

Александр Александрович Блок, которому принадлежит произведение «В ресторане», считается одним из самых романтичных поэтов Серебряного века, это легко увидеть, углубившись в полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поделится необходимой информацией, которою ей удалось собрать на данную тему.

История создания

Анализируемое стихотворение появилось в 1910 году, а именно 19 апреля. Это было очень непростое время для поэта, поскольку он столкнулся с проблемами, которые появились в его семье.

Этот год так же забрал очень талантливых людей. Появляется новое направление – футуризм, который быстро начал занимать лидирующие позиции и оттеснять символизм. Но Блока мало заботили данные изменения в мире литературы.

По домыслам очевидцев считается, что Александр Александрович посвятил стихотворение «В ресторане» некой Ольге Афанасьевне Судейкиной, которая была танцовщицей. Её муж боготворил её и восхищался ею. Примерно эти же чувства испытывал Блок к Любови Дмитриевне. Именно ей было посвящено огромное количество стихотворений поэта.

О другой версии стихотворение «В ресторане» автор посвятил супруге артиста – Марии Дмитриевне Нелидовой.

Данное произведение входит в цикл стихотворений «Страшный мир». Отличительными чертами цикла можно назвать трагизм, непринятие опошлевшего мира, а так же страх дальнейшей жизни.

Жанр, размер

Данное стихотворение очень напоминает размышления поэта. Здесь мы видим полет мыслей автора, когда он начинает припоминать встречу, которая сумела оставить отпечаток в его памяти.

Эти все качества присущи больше всего элегии. Большая часть произведений Блока несет некий философский характер. В отличие от большинства поэтов, Александр Александрович посвятил все свои произведения единственной женщине, которая для него была эталоном.

Данной женщиной, а по совместительству и музой автора, была его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева.

Символизм стал образом жизни Блока, что легко прослеживается в его творчестве. Это очень мешало его семейной жизни, потому что его супруге постоянно не хватало именно человека рядом, а не поэта, который в ней видит музу.

Размер написания автор использует анапест, но чередует его с четырехстопного на трехстопный. Рифмовка используется перекрестная, рифма так же чередуется – мужская и женская.

Композиция

В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.

В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари.

 Данная строфа является началом композиционного кольца.

Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как нёбо, аи.

В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.

В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.

И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.

Образы и символы

Лирического героя автор показывает в образе человека, который многое пережил, он устал от всего и на данный момент ему очень тяжело. Он страдает и мысли его невесёлые. Именно в этом состоянии и происходит столь неожиданная встреча, которая зарождает в нем надежду на любовь.  

Главным образом произведения становится образ дамы. Мы встречались с ней уже в стихотворении «Незнакомка», ведь сходство в описании дает понять, что речь идет об одном и том же человеке. Но лирический герой относится по-разному. Скорее всего, это происходит из за «взросления» самого автора.

Темы и проблемы

Главной темой в анализируемом стихотворение, становится тема любви. Во всей поэзии Блока она занимает лидирующие позиции. Преподносит правда автор её не везде одинаково. В одних произведениях он воспевает любовь, возвышает и придает неземные черты. В других же – для него любовь становится трагедией, испытанием.

Проблемой же можно назвать разочарование поэта в светлых чувствах, любви. Он всеми путями старается заставить себя, а заодно и читателя, начинать искать в этом мире что-то прекрасное. Да, окружающий нас мир далеко не безупречен, в нем хватает негатива и пошлости. Но все же стоит присмотреться к нему получше, и перед нами раскроется не столь мрачная картина. Именно поэтому настроение стихотворения «В ресторане» меняется, но в итоге у читателя остаются лишь положительные эмоции.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения является несовершенство окружающего мира. Лирический герой понимает, что его идеалы рухнули, но это не значит, что нужно отчаиваться и опускать руки.

Он больше не верит в идеальную любовь, потому что в его глазах она была омрачена пороком. Поэтому автор призывает наслаждаться прекрасным, пока есть такая возможность. Да, мир не идеален, как того хотелось бы. Но не стоит считать, что в нем нет ничего прекрасного и красивого. Необходимо каждый миг стараться увидеть, дотронуться, почувствовать ту красоту, которая все же осталась в нашем окружении.

Средства художественной выразительности

Блок использует большое количество разнообразных троп, с помощью которых доносит до читателя основной смысл произведения. Яркие эпитеты, которые придают стихотворению краски. Сравнения, с помощью которых поэт более четко рисует образ.

Метафоры и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль. Они делают текст более выразительным и красивым.

Так же в данном произведении можно увидеть инверсию, анафору, эллипсис и аллитерацию.

Благодаря совокупности всех использованных троп, стихотворение становится очень красивым и легким в прочтении. Читатель словно переносится в тот самый ресторан и наблюдает все происходящее воочию.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий