Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой» (М.Ю. Лермонтов) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, позволяет познакомиться с ранним творчеством поэта. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, при помощи которого вам будет значительно проще изучить анализируемое произведением.

История создания

 Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» Михаил Юрьевич пишет в 1832 году. Эти стоки написаны тогда еще юным семнадцатилетним поэтом. Несмотря на юный возраст, поэт уже определился со своим предназначением.

Михаил Юрьевич очень любил творчество Байрона, которым мог зачитываться часами. Лермонтов полностью разделял взгляды основоположника романтизма. В душе Михаил Юрьевич был таким точно романтиком.

В анализируемом стихотворении Лермонтов проводит сравнительный анализ своего творчества с творчеством Байрона. Он отмечает значительное сходство, но так же тонко подмечает и отличия. Этим стихотворением Михаил Юрьевич расставлял все точки, показывая то, что он не является подражателем и не пытается выбиться за счет популярного поэта.

В то время было модным разочарование в жизни, на что молодой Лермонтов ответил, что он не пытается обратить на себя внимание благодаря упадническому настроению. Для него подобное состояние является состоянием русской души. Дальнейшее его творчество лишь подтверждает его слова.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то здесь нельзя ответить однозначно. Ближе всего данное произведение к элегии, поскольку в нем присутствуют философские мотивы, а так же рассуждения на тему собственной жизни.

Для написания автор использует четырехстопный ямб. Автор уделяет большое внимание собственным размышлениям о своей жизни, поколении, одиночестве – все это указывает на философскую лирику.

Направление произведения – романтизм. На него указывает речь о разбитых надеждах, рассуждения о смерти, а так же противопоставления поэта толпе.

Образы и символы

Главным образом стихотворения является внутренний мир лирического героя, а благодаря другим образам, автор лишь дополняет картину. Таким образам он показывает читателю свое эмоциональное состояние.

Символом души выступает океан, который, как и человеческая душа, хранит в себе огромное количество непостижимых тайн.

В стихотворении автор использует и образ толпы, которой себя противопоставляет. Он не скрывает своего одиночества, поскольку не может найти общий язык с обществом. Он уверен в том, что его мысли совершенно непонятны людям, а познать и в состоянии лишь он сам и Бог.

На примере толпы, которая в данном произведении выступает лишь дополнением для придания контраста, поэт сравнивает себя с Байроном.

Но автор четко дает понять, что с Байроном они различны. Первая строка стихотворения четко говорит об этом:

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Михаил Юрьевич еще не успел обрести известность, и не уверен, что ему хватит для этого времени. Но он находит и сходство – их объединяет одиночество, отдаленность от людей.

Лирического героя поэт показывает гордым и одиноким. Он уверен в своей ранней смерти, но это совершенно его не печалит. Ему безразлично окружение, а главный интерес вызывает лишь собственное самопознание. Главной целью своей жизни он видит лишь великие дела, поэтому не пытается тратить время на мелочи.

Темы, проблемы

В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой» Михаил Юрьевич поднимает несколько тем, которые и дальше встречаются в его творчестве.

Лирический герой начинает размышлять по поводу своего будущего. Он уверен в том, что столь быстрое начало творческой карьеры, так же быстро закончится, так и не успев достигнуть желаемой вершины. Таким образом, он пытается противопоставить себя уже сформировавшегося, знаменитого поэта, который добился очень многого.

В стихотворении поднимается тема судьбы, которая встречается в творчестве многих поэтов. Поэт смирился с тем, что уготовила ему судьба, поэтому не собирается с этим бороться. Он, молча и спокойно, принимает свою участь.

Тема одиночества проходит через все творчество поэта. Лирического героя он изображает странником, который гоним отовсюду. Ему нет места в обществе, поскольку он себя там чувствует лишним и непонятым. Он тщетно пытается найти того самого человека, который способен понять его.

Затрагивается в произведении тема поэта и толпы, которая так же очень волновала авторов того периода. Лирический герой страдает от непонимания, из-за которого вынужден коротать одинокое существование. Народу не интересно то, что происходит вокруг них, и это мешает поэту полноценно развиваться, существовать и творить.

Интересной темой выступает тема самопознания. Автор тонко подмечает то, что люди совершенно не знают того, что творится в душе друг у друга. Душа – это неизведанный океан, который бережно хранит свои тайны. Более того, он подмечает, что не знает самого себя. Его душа – загадка для всех, и в первую очередь для него самого.

Что же касается настроения стихотворения, то это разочарование и тоска. Лирического героя огорчает то, что окружение не в силах понять и услышать его. Он одинок в своих мыслях и творчестве. Толпа всегда будет считать его странным чудаком, чьи мысли ей не суждено понять.

Средства художественной выразительности

Михаил Юрьевич использует различные тропы для передачи своего эмоционального состояния. В тексте используются метафоры, которые подчеркивают отчужденность лирического героя. Он в гордом одиночестве продолжает искать свое счастье.

Использует автор и сравнения, благодаря которым он показывает свою схожесть с великим поэтом.

Встречается и риторический вопрос, который он задает самому себе.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения является размышления автора над собственной ролью в жизни. Для него его жизненный путь – это уникальная, ни на что не похожая дорога. Да, отдаленно его творческий и жизненный путь очень похож на великого Байрона, но автор тут же показывает их кардинальные различия. Он знает, что на него возложена некая особенная миссия. В то же время Лермонтов уверен в том, что его жизнь будет очень короткой, и воплотить в реальность все мечты ему просто не хватит времени.

Автор отмечает так же и то, что общество не в состоянии его понять и услышать. Поэтому он смело подчеркивает свою уникальность, которая в дальнейшем становится его визитной карточкой. Пусть он останется непонятым толпой, но он продолжит свой творческий путь. Его главная задача творить, невзирая на то, что народ его не может и не хочет понять.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий