Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А.А. Ахматова)

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А.А. Ахматова) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…», которое написала Анна Андреевна Ахматова, помогает лучше познакомиться с ранним творчеством поэтессы и понять её мысли. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет полезен при изучении данной темы.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» появилось на свет в 1911 году и вошло в сборник сочинений под названием «Вечер». Это был период раннего творчества поэтессы.

В данный период Анне Андреевне был очень интересен акмеизм, отображение которого мы и наблюдаем в сборнике «Вечер».

Появилось стихотворение через год после того, как Анна Андреевна вышла замуж за Николая Степановича Гумилева. Но стихотворение посвящено не ему. Более того, оно вообще не имеет как такового адресата, а является просто плодом воображения поэтессы. Обычно подобные стихотворения появляются из-за  переживаний личного характера, но в то время поэтесса была замужем, и никакого другого мужчины у неё не было.

Жанр, размер

Анализируемое стихотворение относится к любовной, психологической и сюжетной лирике одновременно. По жанровой принадлежности оно ближе всего к элегии, поскольку в нём поэтесса делится своими личными, даже интимными переживаниями, которые создают грустное, печальное настроение. Произведение отразило в себе мечты и философские размышления поэтессы о смысле жизни.

Как уже говорилось ранее, Анна Андреевна во время написания стихотворения была увлечена акмеизмом, который был достаточно популярен в то время и не имел аналогов в европейской литературе. Это был своего рода антипод на символизм, который был на пике популярности в начале двадцатого века. Акмеизм призывал вернуться к начальному смыслу слова, полностью уйдя от символичного. Ярким примером тому является стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», где отсутствуют многозначные выражения и слова. Все образы анализируемого стихотворения представлены четко и понятно, поэтому не требуют догадок и домыслов.

Для написания стихотворения поэтесса использует анапест – стихотворный размер, ударение в котором попадает на последний слог. Это придает стихотворению определенную динамику и ритм. Рифмовку Анна Андреевна использует перекрестную.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении мы видим всего два образа – мужской и женский. Они пережили расставание. Женщина терзает себя, поскольку испытывает чувство вины за то, что причинила мужчине боль. Ей очень плохо, потому что она продолжает любить этого мужчину, и пытается всеми путями вернуть его и изменить ситуацию. С мужчиной же все проще – для него любовь осталась в прошлом и чувства остыли.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Он больше не любит эту женщину и ничего возвращать не хочет. Он не видит смысла в дальнейшем времяпровождении, поэтому расстается с ней навсегда. Женщина понимает, что это конец её любовной истории.

Для мужчины данная ситуация так же была не простой, хотя изначально и кажется, что он равнодушен. Произошедшее стало для него ударом:

Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…

Просто его обида настолько сильна, что для него проще отречься от любви, нежели простить её. Для лирической героини это сильный удар, но она старается не показать вида, насколько ей больно.

Единственный символ в стихотворении – это темная вуаль, которая ассоциируется с трауром и утратой. Так же темную вуаль нередко ассоциировали с мистическими, загадочными явлениями. Темный цвет здесь показывает всю мрачность и трагичность ситуации, приводящий лирическую героиню в отчаяние.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения можно назвать разрыв отношений между двумя любящими людьми. Данное расставание далось тяжело двоим влюбленным, что Анна Ахматова показывает читателю при помощи жестов, игры чувств и эмоций.

Ахматова рассказывает именно о моменте расставания, при этом она не использует стандартные приемы – слезы, истерики, крик. Благодаря этому поэтессе удается изобразить влюбленных сильными людьми, которые умело сдерживают боль и отчаяние, переживая все это внутри себя.

Этот накал страстей, который бушует внутри влюбленных, лишь усугубляет всю трагичность ситуации, ведь они не играют на публику.

Ахматова так же поднимает тему раскаяния. Лирическая героиня испытывает чувство вины перед любимым, поэтому она испытывает отчаяние, когда видит ту боль, которую принесла дорогому человеку.  Она все ещё надеется на то, что сможет заслужить прощение лирического героя, поэтому бросается следом за ним, умоляя остаться. Но лирический герой непреклонен. Он жестоко игнорирует её слова, лишь просит её не оставаться на ветру.

Все стихотворение проникнуто грустью и печалью. Читатель ощущает весь трагизм ситуации, будто бы сам находится рядом с влюбленными.

Средства художественной выразительности

Добиться подобного эффекта Анне Андреевне помогают средства художественной выразительности, которые она использует в своем стихотворении.

В тексте используются метафоры, антитезы, эпитеты, риторический вопрос, аллитерация, оксюморон. Совокупность всех выше перечисленных троп создают особую атмосферу, а так же передают чувства и эмоции лирических героев.

Поэтесса показала читателю, какие чувства и эмоции испытывает женщина, когда расстается с любимым человеком. Ей удается передать то самое отчаянное состояние, в котором находятся лирические герои.

Поэтесса умышлено не рассказывает продолжение истории и не высказывает свое мнение и догадки на этот счет. Она оставляет возможность читателю самостоятельно придумать другие варианты развития событий. Ведь возлюбленный мог простить женщину, проникнуться её искреннем раскаянием и начать все сначала.

Каждый из нас имеет возможность поставить себя на место лирических героев и подумать, как бы он повел себя в подобной ситуации. Простил бы? Или же подобно лирическому герою удалился с гордо поднятой головой, похоронив свои чувства глубоко внутри себя.

Основная мысль

Главная мысль произведения, которую Анна Андреевна пыталась донести до читателя, это то, что любовь на самом деле очень хрупкая, поэтому её необходимо беречь и относиться к ней с большим трепетом. Ведь создать её очень сложно, а разрушить можно в один момент. И не всегда все можно вернуть. Не каждое слово можно простить и начать жить заново. Иногда мы не задумываемся о последствиях, говорим ненужные слова и совершаем поступки, которыми можем в один миг разрушить хрупкую и нежную любовь.

Поэтесса намекает, что именно подобный поступок совершила героиня. Ей очень больно и горько от содеянного, но ещё хуже ей становится в тот момент, когда она понимает, что сама собственными руками все разрушила. Не всегда мольбы и просьбы о прощении могут быть услышаны. Эту мысль и пыталась донести поэтесса до читателя, чтобы предостеречь его от необдуманных поступков, которые порой исправить просто невозможно.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий