«Песня о последней встрече» — еще довоенное произведение Анны Андреевны Ахматовой, разобраться в котором поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому читателю удастся насладиться эти сентиментальным произведением великой поэтессы.
История создания
Стихотворение было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Но остается загадкой, кому же посвятила данные строки поэтесса? Все дело в том, что все творчество Анны Андреевны обладало чрезмерной драматичностью, которую зачастую поэтесса придумывала самостоятельно. В исполнении Ахматовой это не выглядело глупым, а придавало её творчеству особую изюминку.
Стихотворение «Песня о последней встрече», как и другое творчество поэтессы, передает все человеческие чувства и слабости. Поэтессе удается передать своим лирическим героям все те чувства, которые она испытывала сама. Поэтому все её произведения получаются очень искренними, честными и так сильно трогают читателя за душу.
Любовные чувства и настроения, которые жирной чертой проходят через все стихотворения, так же были не случайны. В момент написания произведения поэтесса была замужем за Гумилевым, и её можно было назвать счастливой. Но вот рассказ о расставании Анна Андреевна, скорее всего, придумала, поскольку была верной женой и любила своего супруга. Чувства в семье были теплыми и взаимными, из чего можно сделать вывод, что вся история – вымысел. Но, не смотря на это, стихотворение получилось очень глубоким, красивым и возвышенным.
Жанр, размер
Жанр анализируемого стихотворения заключается непосредственно в его названии, поэтому смело его можно отнести к элегии. Помимо названия, стихотворение так же имеет и отличительные черты данного жанра. В образе лирического героя мы видим самого обычного человека, используется поэтический параллелизм, а практически все произведение представлено в виде монолога.
Направление – столь любимый в то время поэтессой акмеизм. Это уже позже ей ближе стало направление символизма.
Интересный факт можно отметить в стихотворении «Песнь о последней встрече»: не смотря на то, что стихотворение очень невелико, тем не менее, является диметром. Состоит произведение из четырех строф, в каждой из которых четыре строки.
Что же касается размера написания, то тут тоже не все так просто: первые две строки строфы написаны дактилем, а в двух последних строках стихотворный размер отсутствует вовсе. Рифмовку Ахматова использует перекрестную, рифму чередует мужскую с женской.
Композиция
Стихотворение «Песня о последней встрече» делится на четыре строфы, но вот композиционно его разделить не так уж и просто.
В первой строфе стихотворения мы видим женщину, которая взволнована настолько, что путает перчатки, а мыслями находится где-то далеко-далеко. Но она пытается делать вид, что все нормально, поэтому легкой походкой направляется навстречу испытаниям.
Вторая строфа проясняет причину переживания лирической героини. Существует некий человек, мысли о котором не дают ей покоя. Она настолько растеряна, что даже вход в родной дом кажется ей бесконечным.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Третья строфа окончательно раскрывает все тайны. Этот некто – возлюбленный женщины.
В четвертой строфе подводится окончательная черта – эта встреча была последней. Они любят друг друга, но вынуждены расстаться. Им двоим остаются лишь воспоминания.
Образы и символы
Главный образ произведения – это образ лирической героини. В ней поэтесса показала все: и настоящую любовь, и самопожертвование.
Образ возлюбленного так же присутствует. Его образ находится как в некотором тумане, вот-вот – и он растает полностью. Но при этом всем мы отчетливо чувствуем его душераздирающую боль расставания. Он искренен, говорит шепотом, хотя этот шепот звучит громче крика.
Еще один очень интересный образ — это образ дома. Его поэтесса наполняет мистикой, мраком и одиночеством. Этот образ чем-то напоминает могилу. Для лирической героини он действительно становится могилой, поскольку она возвращается туда одна и понимает, что все её надежды рухнули. Но её душа находит там покой, хотя и понимает, что счастье у неё навсегда забрали.
Темы, проблемы
Тема любви, которую затрагивает поэтесса, занимала всегда центральное место в её творчестве. Все чувства, будь-то радость или горе, непременно были связаны с любовью. Вот и лирическая героиня расплачивается за свою любовь одиночеством и печалью.
Тема разлуки здесь тоже выражена очень ярко. Для самой поэтессы данная тема была уж очень близка, поэтому к ней она относилась с особым трепетом. Так уж сложилось, что все дорогие и любимые ей люди из-за коварства судьбы находились очень далеко от неё. Поэтому Ахматова, как никто другой, знала, что такое разлука и ожидание. Она привыкла надеяться и ждать, поэтому своей лирической героине она передает схожие эмоции и чувства.
Ахматова была уверена, что все те испытания, которые выпадают в жизни человека, это и есть его судьба. И спорить или противиться ей – бесполезно.
Основной проблемой стихотворения можно назвать взаимопожертвование и искреннюю любовь. Чувства её лирических героев искренни и взаимны. Они готовы умереть вместе – и это не просто слова, брошенные на ветер. Она показала настоящую, сильную любовь, для которой разлука страшнее смерти.
Средства художественной выразительности
Благодаря большому количеству различных троп, поэтессе удается создать мрачную атмосферу, которая как нельзя лучше передает окончание отношений.
Для максимальной выразительности своих чувств и эмоций Анна Андреевна использует метафоры, благодаря которым передает всеохватывающий страх, охватывающий каждого, кто находится в ожидании удара судьбы. Данное чувство испытывает лирическая героиня, отправляясь на последнюю встречу с любимым.
Использование эпитетов помогает Ахматовой показать всю несправедливость судьбы. Благодаря использованию синекдохи поэтесса придает произведению динамики. Так же в тексте встречается парцелляция.
Основная мысль
Основой стихотворения «Песнь о последней встрече» становится трагедия двух любящих людей, которые из-за жестокости судьбы вынуждены навсегда расстаться. Поэтесса умалчивает о то, что становится причиной расставания. Она лишь говорит о том, что все происходящее – это воля судьбы.
Читателя может удивить то, что влюбленные даже не пытаются бороться за свое счастье, молча смирившись с происходящим. Но причины могут быть различными. Спустя время поэтессе довелось самой ощутить на себе вынужденное расставание со своим собственным сыном, когда она ничего не могла сделать.
Да и вообще бывают ситуации, когда расставание – это вынужденная мера, бороться против которой человек просто не в состоянии. Действительно, бывает так, что «нельзя иначе». На все воля Божья, а вот какая она будет, неизвестно никому.