Все, чему посвятил свое творчество Афанасий Афанасьевич Фет — стихи о любви. Анализ стихотворений о любви и природе раскроет перед нами удивительный мир гармонии и грустной радости.
А.А. Фет – человек трудной и даже можно сказать, трагической судьбы. Так сложились обстоятельства его жизни, что ему пришлось долгое время восстанавливать свое дворянское происхождение, на что у него ушло много сил и времени. И именно по причине своей бедности он когда-то отказался от любимой девушки Марии Лизич, которая тоже была бесприданница. После расставания Мария трагически погибла и до сих пор многие предполагают, что она покончила жизнь самоубийством. А Фет всю свою жизнь чувствовал вину перед девушкой, которую погубило его малодушие. Наверное, поэтому многие современники говорили о поэте как о жестком и холодном человеке. Но тем удивительнее кажется нам его поэтический мир, в котором будто бы живет совершенно иной Фет. И именно таким его знают сейчас читатели.
А.А. Фет – певец чистого искусства, свободного от политики и социальных проблем. И потому он не был принят в 19 веке, ему присвоили статус второстепенного поэта. Но 20 век подарил стихотворениям Фета небывалую популярность и высокую оценку молодых поэтов и критиков. Удивительно музыкальные произведения сразу нашли отклик у таких композиторов, как Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов. Поэтому многие из нас знакомятся с творчеством Фета по романсам.
Но главный феномен поэта заключается в том, какое многообразие образов и непохожих друг на друга ощущений несут в себе его стихи при достаточно узкой тематике его творчества. А главная тема его стихотворений – любовь к женщине, обретение гармонии через воссоединение с природой. В стихотворениях Фета состояние природы и настроение лирического героя не разделены. Поэтому переплетаются образы природы с ощущениями человека, создавая неповторимый мир чистой поэзии.
Проанализируем стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Оно написано в 1850 году, когда поэт был влюблен в Марию Лизич, поэтому и тема его – тема любви и ночного свидания. Все в нем слилось в едином ощущении трепетного счастья. Образы, звуки, цвета летнего вечера: «Трели соловья», «серебро и колыханье Сонного ручья», «свет ночной», «Тени», «В дымных тучках пурпур розы», «Отблеск янтаря», «И заря, заря!..» — все смешалось с настроением лирических героев: «Шепот, робкое дыханье..», «Ряд волшебных изменений Милого лица», «и лобзания, и слезы…». В этом стихотворении, как и во многих других фетовских произведениях нет ни одного глагола. За счет этого создается впечатление застывшего времени бесконечности свидания. Нет в нем и как такового лирического героя, и описания чувств, а есть только ощущения нежности и страсти. Их поэт передает с помощью эпитетов «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». В стихотворении нет ни одного сравнения, но зато почти каждая строфа – это метафора: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Простая композиция небольшого стихотворения только лишь с помощью звуков и двух частей речи дает развитие ощущений от нежности и робости в начале и до страсти в последних строках.
Но еще до встречи с любовью Фет умело передавал в своих стихотворениях схожесть чувств человека с состоянием природы. В 1843 году было написано стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…», не посвященное никому, но в нем уже рука об руку идут пробуждение природы весной и пробуждение чувства и желания творить: «Петь – но только песня зреет».
Для большинства поэтов 19 века любовь – это главное в жизни человека чувство. Но для Фета любовь – это и есть сама жизнь. Стихотворение «Сияла ночь…» написано спустя несколько лет после разрыва отношений с Марией Лизич, но чувства поэта все так же сильны, как в первый день. «Томительные», «звучные», «рыдающие» — такими эпитетами наполнено стихотворение, и с помощью них создается ощущение тоски и светлого чувства одновременно. Поэт как бы признается нам, что чувства не угасли со временем, а только еще сильнее окутывают душу, и только одна цель в жизни: «Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» С помощью олицетворений «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали» оживают в памяти поэта образы минувшего счастья, они не приносят ему «жгучей муки» сердца – он живет этим воспоминанием.
Вся жизнь поэта была направлена на достижение нравственного идеала, и таким идеалом для него навсегда осталась Мария Лизич. Это ей он посвящал свои стихи, о ней писал вплоть до глубокой старости. Будучи уже семидесятилетним стариком, написал он стихотворение «На качелях». Как и вся поздняя любовная лирика Фета, стихотворение отличается сохранившейся невесомостью чувств и в то же время появляется какой-то надрыв, перерастающий в успокоение души и безропотное принятие судьбы.
«На качелях» — это стихотворение о свидании с любимой. Уже больше сорока лет прошло с того дня, но все так же живы в памяти образы ночи и неба. Но это не просто воспоминания о давно ушедшем счастье. В нем осознание и признание того, что с самого начала их отношения были, как «игра роковая». Взлет на качелях «на доске этой шаткой» к «вершине лесной» — это отрыв от реальной жизни, которая не такая приглядная и захватывающая, как любовь, уносящая влюбленных далеко от земли. И вот-вот натянутые туго веревки оборвутся, а доска не выдержит их двоих. Кто-то должен упасть. И это чувство опасности завораживает и пугает одновременно лирических героев. Но накал роковой игры перерастает в счастье. Последняя строка звучит примирением Фета с чувством вины, счастьем от любви, которой он не смог жить в действительности и которой жил в своем творчестве.
В творчестве Фета нет места прозе, а его стихи наполнены светом, любовью и тихой радостью. Поэт пишет о самом простом: о летней ночи, о пении птиц, о лесе и озере, о свиданиях с любимой женщиной. Нет в его произведениях сложных запутанных чувств и стенаний. Даже о своем загубленном счастье он пишет спокойно и радостно, поэтому от его стихов светло и спокойно на душе.
Стихи Афанасия Афанасьевича Фета можно читать и перечитывать бесконечно и каждый раз открывать для себя что-то новое в них, неуловимое неопытным сердцем. И наверное, чем больше читаешь, чем старше становишься, тем сильнее они отдаются в душе человека, тем шире спектр эмоций, вызванных стихотворениями. Наверное, поэтому современники не смогли разглядеть истинную ценность его поэзии, и поэтому его стихи так нужны нам, современным людям, которым так не хватает чистого, настоящего чувства и единения с природой.