В своем творчестве писатель раскрывал множество важных тем, но одна из главных, которую больше всего любил С. Пушкин – любовная лирика; анализ стихотворений поможет нам лучше понять душу поэта и его отношения к женщине. А женщин в жизни Пушкина было очень много. В своем письме В.Ф. Вяземской поэт сам писал, что его супруга Наталья Гончарова сто тринадцатая любовь.
В донжуанском списке Пушкина, составленном им самим, значатся актрисы Наталья Викторовна Кочубей и Екатерина Семенова, Аглая Антоновна Давыдова и многие другие. Но далеко не всем из них поэт посвящал любовные стихи.
На первый взгляд может показаться, что Пушкин был весьма ветреным молодым повесой, неспособным на глубокое настоящее чувство. Но на самом деле это не так. И чтобы лучше понять романтические порывы поэта, нужно пройти с ним весь его творческий путь и немного узнать о его жизни.
Молодой Пушкин не относился серьезно к любви. Для него она была, скорее, телесным наслаждением, усладой для музы поэта. Под воздействием модной французской поэзии любовь для Пушкина была легким флиртом, забавой, поэтому и стихи носили игривый характер.К ранней любовной лирике относятся стихи «Красавица, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе».
Но уже годы учебы в лицее подарили миру более серьезные, вдумчивые и чувственные стихи Пушкина. В это время юный поэт влюблен в сестру своего товарища Е.П. Бакунину, которой он посвящает несколько стихотворений. Одно из самых известных «Желание».
В жизни поэта была и Е.И. Голицына, которая была старше Пушкина на 20 лет, и молоденькая четырнадцатилетняя Мария Волконская, в которую поэт влюбляется во время своей ссылки на юг. «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Бахчисарайский фонтан» — это произведения, посвященные уже позже юной возлюбленной Пушкина. И если в стихотворении поэт хоть и обречен на безответное чувство, но ему легко от любви, нет на душе тяжести, тоски. В поэме же раскрывается совершенно иная любовная линия. «Бахчисарайский фонтан» наполнена загадочными образами восточной сказки, и у напряженного сюжета трагический финал. Пожалуй, впервые любовь в стихах Пушкина несет надрывную ноту.
Принято считать, что «Полтаву» поэт посвятил Волконской, восхищаясь ее преданностью, когда княжна отправилась в ссылку вслед за мужем.
Очень сильным и взаимным чувством Пушкин был связан с Е. Воронцовой. Прекрасные и известные каждому стихотворения «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Прощание», «Ангел» были посвящены ей. Очень трогательные воспоминания связывали Пушкина с Воронцовой по возвращении его в Михайловское, и на протяжении многих лет он рисовал ее портреты в своих тетрадях, а Елизавета до конца своей долгой жизни помнила поэта и перечитывала его письма. На прощание она подарила ему свой портрет в золотом медальоне и кольцо-талисман. Этими подарками Пушкин очень дорожил.
Одной из самых дорогих жемчужин творчества Пушкина справедливо считается стихотворение «К ***». Произведение написано в традициях чистой любовной лирики. Посвящено оно А. Керн, с которой поэт познакомился, когда молодая девушка была замужем и отвергла признания Пушкина. В первых двух строфах пылкий влюбленный пишет признание, называя возлюбленную гением «чистой красоты», мимолетным видением, которое еще долго будоражило душу и мысли Пушкина. «В томленьях грусти безнадежной…» долго звучал нежный голос девушки «…и снились милые черты». Но невозможность переживать счастливые моменты с любимой наложила отпечаток безнадежной грусти. Постепенно облик любимой стирается из памяти. Вот как об этом пишет поэт:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Безрадостно течет время ссылки поэта в Михайловском. Но не отсутствие возможности посещать светские мероприятия тяготит Пушкина, а невозможность поделиться с кем-то своим творчеством.
И вот Пушкин узнает, что Керн находится в соседнем поместье, куда и мчится на всех порах поэт. Вторая встреча с Анной пробудило чувства в истосковавшейся душе поэта. Он снова повторяет строки из первого четверостишья, вновь возвращая читателя к тем временам, когда лирический герой мог наслаждаться любовью. Снова воскресли в сердце «И божество, и вдохновенье, /И жизнь, и слезы, и любовь». Любовь для Пушкина в этом стихотворении – источник вдохновения, смысл жизни.
Неразделенное чувство к женщине легло в основу самого пронзительного и потрясающего по своему смыслу стихотворения Пушкина «Я вас любил…». До сих пор доподлинно не известно, кому адресовал свои строки поэт. По одной из версий, оно обращено к Каролине Собаньской, с которой он познакомился еще в 1821 году в южной ссылке. Пушкин долгое время продолжал безответно любить Каролину и только в 1829 году написал стихотворение, посвященное ей. По второй версии героиня стихотворения – Анна Оленина, к которой поэт даже сватался, но получил отказ.
«Я вас любил…» — это и гимн любимой женщине, и страдание от неразделенной любви. Но несмотря на страдание поэт готов к отречению от любимой. Мы не можем знать о том, кто эта женщина, но понятно, что поэт боготворит ее, и как бы робко извиняется за свои чувства, которыми он потревожил ее. Как молитва, повторяется в строках «Я вас любил», выдавая надрыв лирического героя.
Стихотворение уникально и тем, что в нем нет переизбытка средств художественной выразительности. Но только метафоры «любовь в душе угасла не совсем», «то робостью, то ревностью томим» и инверсия придают ему мелодичность, поэтому, наверное, оно с легкостью легло на музыку и так сильно любимо многими из нас.
Настоящее семейное счастье Пушкин обрел с Натальей Гончаровой. Короткие 6 лет, проведенные в браке, супруги прожили в тихой радости и взаимном уважении. Пушкина больно ранили домыслы и сплетни о Наталье, ходившие в свете, он верил жене и старался сделать все, чтобы она знала об этом. И конечно же, самые трогательные стихотворения были посвящены ей.
В 1930 году поэт увидел изображение Мадонны с младенцем на руках. Эта картина вдохновила его на создание сонета «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. Для Пушкина жена теперь божество, «Чистейшей прелести чистейший образец», она мать, и именно это любит в ней поэт, восхищается ей и боготворит. Можно только позавидовать такому глубокому и возвышенному чувству.
Радость от тихого счастья без страстей выражает Пушкин в стихотворении «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…». Теперь для поэта нет ничего милее, чем любовь «без упоенья», возможность разделить «пламень» со своей женой. Это дороже страстей и безумств, пережитых поэтом не раз за свою жизнь.
Одно из последних своих стихотворений поэт посвятил своей жене. «Пора, мой друг, пора!» — философское размышление поэта, которое он не успел закончить. В нем Пушкин рассуждает о скоротечности жизни и желании провести ее в покое и радости вместе со своим милым другом. Зрелость Пушкина приносит с собой осознание уходящего времени. Жаль, что мы можем только предполагать, как сложилась бы дальнейшая семейная жизнь Пушкина и сколько бы замечательных произведений мог подарить миру великий поэт.
Удивительные изменения происходят в любовной лирике Пушкина с течением его жизни. Язычник в любви в свои ранние годы, в конце своей жизни он поет славу женщине-матери и семье, как оплоту счастья человека. Он как будто уже прожил свою любовную историю до конца, испил чашу любви, как будто чувствовал свою скорую смерть.