А. С. Пушкин «Погасло дневное светило» полный анализ стихотворения

А. С. Пушкин «Погасло дневное светило» полный анализ стихотворения Анализ стихотворений

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «Погасло дневное светило», знакомит читателя с прекрасными пейзажами, насладиться которыми поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поможет разобраться во всех нюансах и тонкостях анализируемого произведения.

История создания

Это стихотворение поэт написал в тот период своей жизни, когда находился в Южной ссылке. Ведь в 1820 году за произведения, которые носили весьма либеральный характер, поэта выслали из Петербурга. Изначально было решено отправить автора в Сибирь в монастырь, но благодаря влиянию друзей, которые имели определенный вес в обществе, решено было отправить Пушкина на юг.

Но когда автор прибыл на место назначения – он был вынужден отправиться в незапланированный отпуск по причине болезни. Там, вместе с семейством Н.Н. Раевского, который был героем войны 1812 года, он отправился в путешествие В Крым и на Кавказ. Данное путешествие положительно отразилось на творчестве автора. Главную роль сыграли пейзажи, которые окружали поэта, а так же знакомство с новыми людьми.

Александр Сергеевич увлекается дочками Раевского, которых звали Екатерина и Мария. Именно на корабле, следовавшем в Гурзуф из Феодосии, и появилось на свет произведение «Погасло дневное светило». В данной элегии мы можем видеть романтика, который жил внутри Александра Сергеевича.

Насчет того, кому именно адресуется произведение «Погасло дневное светило», существует несколько вариантов. Одним, из которых является то, что данное стихотворение было написано для Екатерины Бакуниной, сестры лицейского друга Пушкина. Все дело в том, что поэт был влюблен в эту девушку, будучи еще юношей. Мы можем предположить, что чувство было достаточно сильным, потому что её образ встречается в лирических произведениях поэта вплоть до 1825 года.

Второй версией выступает то, что стихотворение «Погасло дневное светило» имеет отношение к Авдотьи Голицыной. Это была хозяйка литературного салона, где очень часто любил бывать поэт. К данной даме Александр Сергеевич так же имел определенные чувства, которые так и остались без взаимности.

Жанр, размер

Данное стихотворение является своего рода одним из самых главных во всей романтической лирике Александра Сергеевича. Относится данное стихотворение к романтизму. В нем хорошо прослеживаются черты Байроновского стиха, ведь именно его творчество занимало последнее время Александра Сергеевича.

Что же касается жанра, то это элегия. Это легко заметить по содержанию стихотворения, которое пронизано печальными мыслями и размышлениями, относительно молодости, которая осталась в прошлом. Так же автор сожалеет о своей Родине, с которой ему пришлось расстаться.

Размер стихотворения – разностопный ямб. Рифму поэт использует как перекрестную, так и кольцевую. Этим самым Пушкин создает ощущение разговора, чем позволяет читателю ощутить на себе размышления поэта.

Композиция

Стихотворение «Погасло дневное светило» можно разделить на три части. Каждая отделяется от другой при помощи рефрен.

Первая часть стихотворения включает в себя всего две строки, которые строят всю экспозицию произведения, создавая романтический пейзаж.

На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,

Во второй части мы можем узнать о настроении самого лирического героя, прикоснуться к его воспоминаниям.

Третья, она же заключительная часть, выступает антитезой второй части стихотворения. Лирический герой опять же придается воспоминаниям, но на сей раз носящим позитивный характер. Он вспоминает веселые моменты молодости, о своих ошибках в любовных отношениях, которые оставили определенный след в душе поэта. Но автор постарался забыть об этом.

И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной…

В самом конце поэт использует рефрен, чем подчеркивает, что жизнь имеет быстротечный и непрерывный ход. Но лирический герой решает смириться с этим, потому что впереди его ждет много счастливых дней.

Образы и символы

Главным образом, который использует Александр Сергеевич в данном стихотворении, это образ океана. Он проводит параллель водной стихии с быстротечностью нашей жизни, себя же он сравнивает с куда-то бегущим «ветрилом».

Океан автор показывает весьма мрачным и угрюмым. Он сравнивает его с судьбой, которая всегда пугает человека своей неизвестностью. Главное то, что ни на судьбу, ни на океан мы не имеем никакого влияния. Это и пытается донести автор в своем произведении.

Образ мечты поэт передает при помощи упоминания отдаленного берега. Автор хочет туда попасть всей душой, поэтому призывает в помощь судьбу, чтобы та помогла ему туда перенестись.

Есть мнение, что таким образом поэт показывал желание эмигрировать.

Свою Родину поэт показывает в образе печальной и туманной земли. Александр Сергеевич не мог знать наверняка, чем ему обернется его творчество. Из-за царского гнева он мог оказаться как в ссылке, так и в тюрьме.

Вспоминая столицу, у автора невольно возникают ассоциации с красивой женщиной, которая полностью покорила его сердце.

В образе лирического героя не сложно увидеть самого Александра Сергеевича Пушкина. Все мысли, которыми был награжден лирический герой произведения, это мысли самого поэта.

Образ моря как нельзя лучше создает настроение произведения – печального и грустного.

Темы и проблемы

Все произведение пронизано философскими мыслями, которые заключаются в сути человеческой жизни. Хоть автор и уделяет большое внимание описанию непревзойденных пейзажей, но это не помогает скрыть тему Родины, которая очень сильно тревожит поэта. Основная часть воспоминаний весьма печальна, но и это не может отвернуть поэта от любви к своей земле и желанию туда вернуться. Слишком много связывает автора с родным краем. Именно это многое и не отпускает его, заставляет грустить и печалиться.

Стихотворение «Погасло дневное светило» поэт написал, находясь в ссылке. Благодаря этому в произведении так же присутствуют политические мотивы.

Поэт придается воспоминаниям о былой любви, которая не была взаимной, но, в то же время, в его мыслях слышится тоска о том времени.

Поднятая тема Родины так же занимает не последнее место в произведении. Он показывает Родину в загадочном свете.

В теме природы поэт показывает свою жизнь, которая постоянно готовит автору неожиданные повороты.

Так же присутствует тема мечты. Автор не теряет надежды на то, что рано или поздно его мечты осуществятся.

Проблемы произведения напрямую связаны с основной мыслью. Поднятая проблема вынужденного изгнания, слегка приукрашена автором, но это и свойственно такому направлению, как романтизм. Все произведение имеет весьма печальное настроение. Лирического героя очень печалит его одиночество, а так же невозможность полноценно оценивать будущее.

Основная мысль

 Основная мысль, которую вложил поэт в анализируемое стихотворение – это невозможность изменить волю судьбы. Невозможно бороться с законами природы, так и невозможно изменить те факторы, которые от нас не зависят, но меняют нашу жизнь. Человеку приходится приспосабливаться и двигаться дальше вперед. Далеко не все происходит так, как мы того хотим или запланировали. К сожалению, с этим невозможно ничего сделать. Остается лишь смириться.

Пушкин показывает, что там, на далеком берегу, его ждет исполнение его желаний. Но туда еще предстоит добраться, а этому очень мешают многие факторы.

Скорее всего, Александр Сергеевич задумывался об эмиграции, ведь в его родной стране его не всегда понимали.

Он сравнивает себя с морским путником, который так же не может самостоятельно выбрать свой путь. Чаще всего его передвижение зависит от воли судьбы.

Средства выразительности

Здесь присутствует возвышенный слог, что весьма характерно для элегии. Пушкин использует в данном стихотворении различные виды троп. Встречаются архаизмы, перифразы.

Так же мы можем видеть огромное количество и других средств выразительности: эпитеты – придают стихотворению особые краски и яркость; олицетворения – добавляют чувствам героя динамики; метафоры – добавляют поэтичности и мелодичности.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий