А. С. Пушкин «Пророк» анализ стихотворения

А. С. Пушкин «Пророк» анализ стихотворения Анализ стихотворений

Одним из самых известных произведений, которые создал А. С. Пушкин – «Пророк», анализ стихотворения нельзя провести, не зная о связи его как с историей России, так и с биографией самого писателя.

         В творчестве какого поэта не найдется укромного уголка для рассуждения о предназначении писателя? Пожалуй, многие творцы слова пытались ответить на этот вопрос. Пушкин не исключение, и у него есть «свой» «Пророк», где он окончательно определяет судьбу поэта.

         Стихотворение написано в 1926 году сразу после известия о казни декабристов – друзей поэта. Пушкину же предстояло возвращение из ссылки, и он не знал, чего ему ждать от власти. Все это наводило писателя на размышления о собственной судьбе и судьбе писателя вообще. И нужно же было случиться совпадению! Как будто по воле Божьей, брат присылает Пушкину Библию, и поэт с увлечением читает ее. Что из всего происходившего стало толчком к созданию «Пророка», неизвестно, но совершенно точно, что в основе сюжета стихотворения лежит библейское сказание о том, как к пророку Исайе явился Божий посланник. Согласно легенде, Исайя проникся посланием Господа, но, к сожалению, не был услышан людьми, потому и вынужден был скитаться в одиночестве по безлюдной пустыне.

Переосмыслив библейский сюжет, Пушкин создает свой, в котором к поэту приходит серафим, самый близкий к Богу ангел. Таким образом поэт показывает важность труда писателя.

В произведении поднята, наверное, неисчерпаемая тема предназначения поэта и его творчества. Пушкин возвел поэта до уровня пророка, призвание которого жечь «глаголом сердца людей». Никто до него еще не возносил так высоко поэтический дар, и в этом идея пушкинского «Пророк», конечно, является прорывом в теме поэта и поэзии, хотя и очень рискованным для самого писателя. Написав это стихотворение, Пушкин не оставлял себе иного выбора, кроме как говорить только правду, даже если она не совпадает с мнением самого государя. А ведь «Пророк» был обречен на критику, потому что, пожалуй, никто до Пушкина еще не дерзнул спеть оду самому поэту, а именно одой можно назвать данное стихотворение.

«Пророк» написан привычным для Пушкина четырехстопным ямбом, совершенно не поделен на строфы, и в нем переплетены мужская и женская рифмы. Это делает стихотворение абсолютно уникальным по своему ритму и звуковому наполнению и заставляет задуматься о том, что в нем для поэта главным была не форма, а содержание.

         Несмотря на отсутствие деления на строфы, композиционно стихотворение можно разделить на три части.

Первая часть состоит всего из двух строчек о жизни пророка до явления к нему серафима. Мы видим лирического героя, отвергнутого людьми и вынужденного скитаться в одиночестве. Он томится «духовной жаждою», жизнь его превратилась в сплошной мрак.

Основной по смыслу в стихотворении является вторая часть, в которой к усталому путнику, стоявшему на перепутье, является серафим. Он как будто заново открывает глаза путника, и они, «как у испуганной орлицы» становятся вещими. Прикоснулся серафим и к ушам будущего пророка, и они стали слышать то, что не может слышать ухо простого человека.

Но слышать и видеть все – недостаточно. Настоящий пророк должен быть наделен не простым языком, а жалом мудрой змеи. И этот символ имеет двойное значение. С одной стороны, змея является мудрейшим животным. Так и поэт должен быть мудрым и рассудительным. С другой – у него не просто змеиный язык – жало. И жало правдоносное. Правда часто бывает горькой и болезненной, но именно она нужна людям, чтобы пророк смог помочь им.

И наконец, вырывает серафим из груди путника человеческое сердце, помещая в его грудь пылающий огнем уголь. Наверное, самое главное, что должно быть у пророка – горячее сердце, потому что он должен говорить сердцем, сгорая каждый раз при этом. Но такова участь поэта – сгорать в служении народу.

В третьей части происходит перерождение усталого одинокого путника. Его убивают действия серафима, но он перерождается и с радостью принимает дар Божий.

Заканчивается стихотворение призывом Господа исполнять только его волю на земле:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Стихотворение изобилует различными средствами художественной выразительности. В первую очередь, нужно сказать о старославянской лексике, которой буквально написан «Пророк»: «перстами», «зеницы», «внял», «к устам», «глас», «глаголом». Кроме этого, Пушкин использует и старославянские грамматические формы слов: «влачился», «горний», «мудрыя». Это придает торжественности стихотворению и наполняет его библейским смыслом, наделяя поэта даром пророка.

Эпитеты «духовной жаждою», «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» наполнят стихотворение библейскими образами, делают особенно выразительным.

Метафоры «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей» и сравнения «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал» обогащают произведение и делают образы ярче и возвышеннее.

Многие современники Пушкина считали «Пророка» гимном писателя самому себе, поэтому стихотворение было раскритиковано и напечатано в «Московском вестнике» только через два года. Но на самом деле в «Пророке» словами Бога призывает Пушкин всех творцов слова трудиться во благо народа, подчиняться воле божьей и отдавать себя своему делу без остатка, затрагивая словом сердце людей. В этом и заключается жизнь поэта на земле.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 1 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий

  1. Валентина

    Обожаю юных коллег, знающих, пытливых. Умница. Мне 72, и всю сознательную жизнь занимаюсь тем же, что и Вы. Успехов.

    Ответить