А. С. Пушкин «Туча» полный анализ стихотворения

А. С. Пушкин «Туча» полный анализ стихотворения Анализ стихотворений

Александр Сергеевич Пушкин, написавший произведение «Туча», раскрывает достаточно важные для себя темы, понять которые нам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который будет полезен при изучении данного произведения.

История создания

Если рассматривать историю появления данного стихотворения, то мы сталкиваемся с двумя версиями.

Первая версия гласит, что Александр Сергеевич при помощи данного стихотворения старается показать свое душевное состояние, а так же, определенный отрезок своей насыщенной жизни. Стихотворение было написано 14 марта. Следующий же день был очень важен для поэта, потому что он должен был встретиться с человеком, от которого напрямую зависела жизнь издания, где трудился автор. Поэтому свое тяжелое состояние он воплотил в образ тучи, которую показывает в произведении.

По второй версии – данное стихотворение было написано в честь десятилетия восстания декабристов, которое было не менее важно для Александра Сергеевича. Многие моменты стихотворения говорят именно об этом.

Стихотворение появилось в 1835 году. Это был тяжелый период в творчестве Пушкина, поэтому насчитывает очень малое количество произведений.

Жанр, размер

Анализируемое стихотворение относится к пейзажной лирике. Но многие считают, что здесь проглядываются нотки философской лирики. Потому что в образе «тучи» Александр Сергеевич показывает восстание декабристов.

Написано стихотворение было в то время, когда автор пишет все меньше произведений в направлении романтизма. Но тем ни менее «Туча» является именно романтизмом.

Что же касаемо размера стихотворения, то «Тучу» Александр Сергеевич пишет при помощи четырехстопного амфибрахия. Рифмовку использует парную.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на три катрена. Каждый из них отличается настроением.

В начале стихотворения автор знакомит нас с тучей, описывая её действия.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Во втором катрене мы видим некое недоумение, которое возникает при прочтении строк.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

В заключительной части недоумение становится все более явным.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Образы и символы

Главным образом стихотворения является, конечно же, образ тучи. Это своего рода нежданный гость, которого никто не ожидал увидеть. Мы видим радость поэта от того, что гроза наконец-то миновала, и небо вновь окрасилось яркими красками.

Лишь образ тучи напоминает о недавней непогоде. В её образе хорошо просматривается угнетенное и подавленное состояние, которое навевает тоску. Но произведение заканчивается спокойным настроением. Которое обычно царит в природе после миновавшей грозы.

Так же проглядывается образы и других природных явлений: небо, день, гром, дождь, ветер. Здесь автор доносит то, что в природе все следует своим чередом и по времени. Всему свое время, и погодные катаклизмы не являются исключением.

В образе лирического героя мы видим самого поэта, который устал от событий, происходящих вокруг. Он хочет покоя, мира и света. Ему надоели все те «бури», которые происходят в его окружении.

Он старается прогнать тучу, которая все никак не хочет покидать светлое небо. Он ждет перемен. Но перемены обязательно должны произойти в лучшую сторону. Как после проливного дождя ярко светит солнце, так и в своей жизни, и жизни государства, он ждет яркого солнца после дождя.

Если говорить о туче, как о восстании декабристов, то мы понимаем, что на тот момент это была необходимость. Как в летнюю жару необходим проливной дождь (который многим не по нраву). Так и восстание – это была вынужденная мера в сложившимся строе.

Пушкин разделяет взгляды декабристов и находится на их стороне.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения является человек и его взаимоотношение с природой. Если долго наблюдать за природными явлениями, то можно найти очень много ответов на мучающие вопросы. Мы в стихотворении видим и буйство природы, которое автор показывает в роли бури. И ясный солнечный день, который следует за грозой. Земле, так же как и человеку, необходим и отдых, и своего рода встряска. Как человек не может жить без перемен, так и нашей природе они необходимы. Без проливного дождя погибнет все живое, хотя буря может многое и разрушить. Так и в сложившейся ситуации в государстве необходим был переворот, потому что дальше так продолжаться просто не могло. Да, восстание декабристов провалилось, но оно не прошло без следа.

Так же можно вскользь увидеть и тему одиночества. Ведь после бури туча остается одинока. Более того, ветер стремительно уносит её вдаль.

Само стихотворение имеет достаточно спокойный характер. Более того, у читателя возникает некое умиротворение, которое обычно бывает после буйства природы.

Средства выразительности

В данном стихотворении мы видим использование очень большого количества эпитетов, которые придают краски стихотворению и природе. С их помощью автор умело передает настроение. Описывая тучу, используются мрачные, негативные эпитеты. Но им на смену приходят яркие и радостные.

То же самое происходит с олицетворениями, которые отлично показывают смену настроения.

Данное стихотворение мало того, что необычайно красиво, так и рассказывает о весьма интересных мыслях поэта. При помощи описания природы, автор прекрасно передает свое собственное настроение, а так же описывает происходящие вокруг него события.

Основная мысль

Анализируемое стихотворение имеет очень глубокий смысл. На примере природы Александр Сергеевич показывает самого человека, который так же переживает весьма разные периоды в своей жизни. Бывают как «солнечные дни», так и «буйства природы». У всех бывают проблемы, которые рано или поздно обязательно пройдут. Поэтому не стоит зацикливаться на них. Нужно стараться идти дальше.

Ведь как бы ни было плохо сейчас –  завтра обязательно будет лучше. Как после сильного дождя появляется яркое солнце, так и после решения проблем в жизни все налаживается. Дождь не может идти постоянно, но без него погибнет все живое. Поэтому он необходим природе. Так и человеку порой нужно пережить трудности, отогнать дурные мысли, которые омрачают его настроение. И чем быстрее он это сделает, тем быстрее наступит ясный солнечный день, полный ярких красок и новых свершений!

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий