Анализ цикла стихотворений “Стихи о Прекрасной Даме” (А. А. Блок)

Анализ цикла стихотворений Анализ стихотворений

Анализ цикла стихотворений “Стихи о Прекрасной Даме”

(А. А. Блок) необходим в рамках знакомства с творческим путем поэта.

Творчество А.А. Блока относится к такому течению в литературе и в искусстве в целом, как символизм, характеризующимся новаторством в использовании символов. Характерными приемами символизма стали недосказанность, тайна, загадка. Блок – один из самых ярких представителей символизма, и в то же время, можно точно сказать, что он, несмотря на приверженность этому течению, шел по своему, особому, пути раскрытия образов и использования символов в творчестве.

А. Ахматова назвала А. Блока «трагическим тенором эпохи», и особенно ярко прослеживаются темы, идеи, мотивы и настроения блоковского символизма в цикле стихов о Прекрасной Даме. Именно в этом цикле встречает читатель влияние символизма и творчества Тютчева, Фета и Полонского на творческую деятельность одного из величайших русских писателей. Стихи эти также созвучны взглядам и идеям философа и поэта А. Соловьева. Все основные идеи о приближающейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и о Вечной Женственности мы встречаем в «Стихах о прекрасной Даме».

Первая публикация «Стихов о Прекрасной Даме», самым лучшим творением Блока, вышла в 1904 году. Книга создавалась легко и быстро, вероятно, оттого, что муза способствовала вдохновению поэта. Поэтому в книге главы расположены в хронологическом порядке, в отличие от следующих, где стихи разделены в соответствии со смыслом и с тематикой.

Хотя и нельзя не отметить тот факт, что поэтический цикл автобиографичен, ведь все стихи в нем писатель посвятил своей музе и тогда еще будущей жене Л. Менделеевой, это посвящение завуалировано, образ женщины размыт и как бы спрятан за туманной дымкой. На протяжении всего цикла лирическая героиня одна, но читатель видит ее в разных ипостасях: в космическом образе Души мира, в религиозном — Царицей Небесной и в бытовом — нежной, но слегка высокомерной женщиной.

Так, прекрасная дама Блока сочетает в себе земные и божественные черты, таит неизведанное и манит к себе. Но лейтмотивом цикла стало стремление к свету, который характерен для многих поэтов-символистов. Например, в стихотворении поэта Анненского «Среди миров» перед читателем женщина и есть свет.  Вот и блоковская Прекрасная Дама светит для него ярче солнца.

Вступление книги играет роль пролога, в котором поэт сообщает об основных мотивах стихотворного цикла. И первый мотив, который звучит во вступлении – мотив духовного совершенствования лирического героя: «Отдых напрасен. Дорога крута…», – пишет поэт в первой строке. И среди этих размышлений спускается на землю Царица, неземное существо, чуждое земному миру. При ее появлении все вокруг замирает: «заря замерла», начинает гореть красным пламенем и, как апофеоз – стремится ввысь: «Купол стремится в лазурную высь…», знаменуя собой и постоянное стремление поэта к духовному росту.

Явление Царицы на землю – второй основной мотив, обозначенный во вступлении.

Центральным стихотворением сборника традиционно считается «Вхожу я в темные храмы…». В стихотворении царит атмосфера волнительного ожидания «Святой» «Вечной жены», прекрасным томлением переполнено сердце лирического героя, дрожащего от скрипа дверей. Но читатель не увидит описания женщины, мы можем только представить космический лик, озаренный мерцанием лампадки, бегущими по карнизам сказками, снами, улыбками. В стихотворении прослеживается двоемирие творчества раннего Блока, а таинства божественного мира открыты только взору поэта.

Отвлеченная лексика, а также написание стихотворения дольником придают ему некоторую взволнованность, большую эмоциональную напряженность. А эпитетами «темные храмы», «ласковые свечи», «озаренный образ», «отрадные черты» создается торжественность, но не громкая, а ласковая, обнимающая лирического героя, заставляющая отдавать себя чувствам полностью.

Метафоры же «глядит образ», «ризы Жены», «бегут улыбки, сказки и сны» создают загадку, которую разгадать сможет только лирический герой, в последнем четверостишии окончательно убедившийся, что перед ним действительно неземная Вечная Жена.

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…» продолжает идею неземного происхождения женщины. В первой строфе лирический герой, отрок, зажигает свечи и в это же время на противоположном берегу видит Ее размытый неосязаемый облик:

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу.

Женщина в этом стихотворении не просто неземное существо, но и чистая, непорочная, как божество. Об этом читателю говорит предметный и цветовой ряд стихотворения: свечи, кадильный огонь, церковь, алтарь. И все предметы будто заволокло легкой «мутно-голубой» дымкой. В стихотворении господствует белый цвет: белые цветы, белая церковь, белый туман, за которым спрятан облик милой дамы. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность любимой, перед которой преклоняется лирический герой, как перед божеством. И это сравнение неслучайно, ведь в религии белый цвет означает веру в Бога. Неясные очертания предметов, размытые образы стихотворения создают мотив сна, который участвует в создании мистической, таинственной атмосферы и делает недосягаемым образ женщины.

Но в конце стихотворения очертания сюжета становятся более реалистичными, в последней строфе Блок предсказывает свадьбу со своей возлюбленной:

…Жених сойдет из алтаря.

<…>

Забрезжит брачная заря.

И действительно, чуть меньше, чем через год, после мучительного романа с Л. Менделеевой, бракосочетание, наконец, состоится.

В стихотворении активно используется звукопись. Больше всего в нем гласных звуков «о», «а», что придает произведению мелодичность, неторопливость, загадочность.

В стихотворении «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» лирический герой меняется, его легкое волнение и восхищение Прекрасной Дамой сменяется на тревогу за то, что все может измениться, что она не будет уже прежней. Меняется и цветопись: появляется красный цвет, пылающий горизонт. Лирический сюжет осложняется надрывом героя, в тоске и страшном предчувствии ожидающего вторжения реальности, которая может нарушить его грезы о женском идеале. Но лирический герой не кричит об этом всему миру, а мучительно переживает бурю эмоций внутри. Самые красноречивые строки, выдающие разлад в чувствах героя, последние:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Здесь и крик, и молчаливый страх одновременно.

Лирического героя настолько сильно охватывает тревога, что чувства теряются во времени. «Года проходят мимо…», а предчувствие разлада не перестает покидать его.

Анафора «Весь горизонт в огне», которую использует поэт в этом стихотворении, помогает понять, насколько сильны чувства влюбленного. Горизонт – будущее, пылает сильной эмоциональной бурей в душе лирического героя. Анафора «Изменишь облик Ты» звучит, как исповедь в своих страхах.

Замечательно и то, что поэт пишет местоимение «Ты» с большой буквы. Все-таки по-прежнему женщина остается божественным, недосягаемым существом на земле.

В этом стихотворении как бы спадает пелена сна, окутавшего лирического героя в предыдущих стихах, что и приносит с собой тревогу за несовпадение мечты с действительностью, и последняя явно принесет с собой разочарование.

Усиление тревоги, и даже ужаса появляются в одном из завершающих цикл стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться…». Здесь становится основным мотив смерти и страха, которые только намечались в предыдущих стихотворениях. Усиливает ощущение драматизма сюжета антитеза, на основе которой построено стихотворение. С резкого противопоставления начинается произведение:

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Антитезой стихотворение и заканчивается, оставляя героя в полной растерянности перед выбором.

Какой же выбор так сильно мучил душу лирического героя?

Все сильнее и больше становится пропасть между миром грез и миром земным. И в душе героя рождается осознание этого противостояния двух миров, и он, находясь между ними, не может решиться оторваться от мечты, и в то же время, земная реальность вносит разлад в его душу и чувства. Теряется и облик Божественной женщины, которому не место на земле среди обычного и обыденного. И это пугает лирического героя.

Все так же мы читаем в блоковских строках образы храма, но это уже не тот белый и чистый храм, как в предыдущих стихах сборника. Цвета меняются, становятся невнятными, блеклыми, даже храм покрывается хмурым небом.

Появляются в стихотворении и образы теней, ступеней, раздаются звуки недавних больших похорон из храма. Звуки и цвета создают мрачное, тревожное ощущение, предчувствие беды. Как будто предстоит лирическому герою похоронить свои мечты и чувства.

Но в последних строках опять появляется сомнение в необходимости принятия реальности.  Нужна ли она? Готов ли он попрощаться с милым обликом той, которую все еще продолжает ждать и любить?

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты — там.

«Ты» все еще пишется с большой буквы. Она еще здесь, близко, потому что еще жива мечта. И в то же время, она может навсегда остаться в мечтах лирического героя.

Цикл стихов «О Прекрасной Даме» живет в мире символов, в мире мечты и недосягаемой Божественной Женщины. Но реальность, вторгаясь в этот идеальный мир, тесно переплетаясь с ним, нарушает гармонию. Осознание этого диссонанса меняет мировоззрение молодого писателя, оказывая влияние на его дальнейшее творчество.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий