Анализ стихотворения «Бессоница» (Мандельштам О.Э.) отсылает нас в далекие античные времена, которые увлекали молодого поэта. Мандельштам учился на историко-филологическом факультете. И хоть поэт так и не окончил его, все-таки образование оказало влияние на его, особенно раннее, творчество.
Красной нитью через поэзию одного из самых загадочных и скрытных поэтов Серебряного века проходила тема поиска слова. Ему нужно было такое слово, которым бы он смог выразить свои мысли. Потому, наверное, Мандельштам оставил символизм и в более зрелом возрасте примкнул к акмеистам. Именно акмеизм, по его мнению, с помощью использования в большом количестве средств художественной изобразительности помогал выразить мысли и чувства через слова в полной мере. В стихотворении «Бесоница, Гомер, тугие паруса» удивительным образом уживается акмеизм и достаточно яркие образы и символы. Но и романтизм, к которому часто обращался Мандельштам в начале своего творческого пути, тоже оказал на настроение и тему этого произведения.
В 1915 году Мандельштам отдыхал в Коктебеле у своего друга М. Волошина. Скорее всего, звезды сошлись так, что суждено было появиться такому стихотворению. Ведь Мандельштам отлично знал античную литературу, а романтика Черного моря и влюбленность вдохновили поэта создать из банального счета кораблей «Илиады», который считался отличным способом борьбы с бессонницей у студентов историко-филологического факультета, целое философское стихотворение.
В стихотворении пересекаются темы Троянской войны и любви. Через обращение к предкам Мандельштам пытается найти свой ответ на вечный вопрос. К сожалению, прямого ответа Мандельштам не находит, но это и понятно: история Троянской войны говорит сама за себя. А влюбленный молодой человек утверждается окончательно в том, что любовь — стихийное и всепоглощающее чувство, которое стоит того, чтобы отдать за нее жизнь и не только свою. Этот вывод можно считать идеей стихотворения.
Структура стихотворения полностью совпадает с композиционным делением его на части: каждая строфа — это следующая часть произведения. Более того, оно настолько логично выстроено, что главная мысль развивается постепенно сначала через обращение лирического героя к Гомеру из-за бессонницы, которое плавно переходит к обращению к «ахейским мужам» в поисках ответа на его вопрос. От внутреннего диалога лирический герой переходит в монолог-рассуждение в третьей части. В ней мы читаем о его размышлениях о любви.
Стихотворение достаточно грустное и философское, поэтому его можно отнести к жанру элегии.
Итак, лирического героя мучает бессонница, и он, как обычно это всегда и бывало, начинает счет кораблей. Но досчитать он успел только до середины и прервался размышлением о событии, которое вынудило натянуть туго паруса и отправиться журавлиным поездом на войну. Корабли он называет длинным выводком, они выстраиваются подобно журавлиному клину. Конечно, Мандельштам знал, что именно так и выстраивались суда во времена до нашей эры.
Первая строка представлена короткими неполными именными предложениями. Их функция заключается в том, чтобы ярче передать настроение ночи, тишины, мучающих мыслей лирического героя. Они, как образы, вырастают в воображении читателя один за другим в той последовательности, в которой возникли в мыслях лирического героя. К тому же, номинативные предложения призваны обездвижить действительность, поэтому и как будто зависает бессонница в воздухе, возникает образ Гомера и стоят корабли в ожидании долгого пути.
Во второй строфе появляется еще больше необычных загадочных образов: цари с божественной пеной на голове, Елена, Троя. Лирический герой задает вопрос «ахейским мужам», но как будто заранее знает ответ на него. Об этом говорят его же рассуждения во второй части:
Куда плывете вы? Когда бы не Елена…
Елена является истиной причиной развязанной войны. Автор не верит ни секунды в то, что им нужна была Троя:
Что Троя вам одна, аxейские мужи?
Здесь Троя отвоевывается будто бы походя, становится всего лишь причиной. Но настоящая война ведется из-за любви. Только любовь толкает людей на убийство друг друга.
«Божественная пена» на головах царей — признак божественного предназначения их на земле. Но и в этом содержится отсыл к Афродите — богине любви. Это она вышла из морской пены. Пена — это еще и символ влюбленности. Так что головы даже полубогов покрыты ей: всем движет любовь в этом мире. Лирический герой преклоняется перед царями, но все-таки и уличает их в лукавстве и нечестности даже себе самим. Они величественны и непоколебимы в своей власти, но любовь сильнее всего. Мандельштам и сам был влюблен в момент написания стихотворения, поэтому ему близки были и настроения Ахейцев.
В третьей части лирический герой подытоживает свои догадки о всепоглощающей силе любви. Они становятся явными для него:
И море, и Гомер — все движимо любовью.
Теперь уже у него нет сомнений в том, что любовь — это и есть сама жизнь, она движет всем и всеми в этом мире.
Но он задается риторическим вопросом, на который сам находит ответ:
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит…
Гомер замолчал в этом немом споре с лирическим героем. Море же «витийствуя, шумит». Витийствует — значит, вещает лирическому герою свою правду. Но какая эта правда? Думаю, об этом можно догадаться из последней строки:
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.
Море шумит и ласкает мысли лирического героя, и можно предположить, что под его шум и витийства он засыпает, наконец, найдя ответ на свой вопрос, а точнее, удостоверяется в своих домыслах.
Характерно и то, что море здесь черное. Это прилагательное напоминает нам о месте, где было написано стихотворение. Возможно, и Черное море, рядом с которым был автор, убаюкало его мысли. Ведь и у него есть своя пена любви.
Многое из лирики Мандельштама замечательно потому, что в стихотворениях тесно переплетаются символизм и акмеизм, что делает их необыкновенно музыкальными и красивыми по содержанию и форме. Так получилось и с данным стихотворением. Все символы относятся к древнегреческой поэме. Большое значение здесь имеет образ Елены, ведь именно ее выбрал Парис как самую прекрасную женщину в мире. И, пожалуй, она заслуживала того, чтобы Ахейцы развязали из-за нее войну за Трою. Символ божественной пены Афродиты также символизирует любовь. Даже символ вереницы кораблей, готовящихся к походу, символизирует любовь, ведь бессонница из-за этого чувства заставила пересчитывать их лирического героя.
Но, пожалуй, самое большое значение имеет символ спора Гомера и моря. Гомер был человеком, которым двигал разум. Но даже разум умолкает, когда такая вольная стихия, как море, шумит о любви. Море же здесь является и связующим звеном между прошлым и настоящим поэта. Оно и здесь, рядом с ним, витийствует о любви. Поэтому бессмысленно искать другой ответ.
Достаточно богато стихотворение и средствами художественной выразительности. Так, эпитеты «тугие паруса», «чужие рубежи», «божественная пена», «море черное», «с тяжким грохотм» переносят нас в далекое прошлое и создают прекрасные картины морской стихии. Метафорами «поезд журавлиный», «журавлиный клин» создаются образы кораблей, идущих на войну.
С помощью олицетворения «витийствуя» море становится живым организмом, живущим многие тысячи лет на планете. Оттого оно, наверное, оказывается мудрее гениального Гомера и знает все тайны человеческой любви.
Стихотворение «Бессоница, Гомер, тугие паруса» сложно понять и прочувствовать, если не знаешь истории. Но к прошлому обращались многие поэты и писатели в своих поисках ответов на вечные вопросы, не найдя их в сегодняшнем дне. Возможно, прошлое всегда романтизировалось, и казалось, что там вся правда жизни. Но, увы, и оно не даст точных ответов, особенно в таких вопросах как любовь. Вот и лирический герой Мандельштама засыпает только тогда, когда море «с тяжким грохотом подходит к изголовью», успокаивая его, говоря о любви. Снова стихия оказывается мудрее человека, и в очередной раз поэзия доказывает идею песчинки в космосе, которой является человек.
Тема стихотворения не новая: о любви писали многие и еще будут писать вновь и вновь. И вновь будет каждый из нас искать свою истину. И наверное, нужно пережить бессонницу и получить ответ от стихии, чтобы понять: любовь была и будет главным чувством в жизни человека. Только она способна на поистине великие поступки. Но она может не только спасти, но и покорить целые города, разрушить, подтолкнуть на страшные поступки.