Анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

Проведем анализ стихотворения «Цветок» (А.С. Пушкин), чтобы вместе с автором погрузиться в размышления об одном из самых значимых в жизни человека чувств – о любви. Это стихотворение относится к философской лирике поэта, хотя оно и про любовь. Но в нем автор не делится с читателями своими чувствами, не рассказывает о чьих-то отношениях. «Цветок» – это меланхоличные рассуждения поэта о скоротечности любви.

«Цветок» написано в 1828 году. В это время Пушкин уже больше года живет в Петербурге. Напечатан впервые в следующем, 1829, году в журнале «Галатея». Но Пушкин быстро пресыщается светскими вечерами, все чаще его посещают мысли о том, что пора что-то менять в своей жизни. Да и буйная юность уже осталась позади. Вероятно, такие нерадужные размышления и способствовали появлению анализируемого стихотворения.

Как можно понять из текста стихотворения, вдохновил на него поэта засохший цветок, который был найден случайно, когда автор открыл книгу.

Размышляя о том, чем был этот цветок до того, как попал в книгу, Пушкин раскрывает тему ушедшей безвозвратно любви. Цветок становится символом остывших чувств, когда-то цветущих, как несчастное растение. К своему сожалению, поэт признает, что чувства могут угаснуть, и после них останется только увядший след между страниц книги на пыльной полке. Это можно считать основной мыслью стихотворения, которая читается между строк.

Композиция стихотворения состоит всего из одной части. Это размышления поэта о судьбе засохшего цветка. Стихотворение делится на четыре строфы.

В первой строфе лирический герой открывает забытую книгу и находит между ее листов «засохший, безуханный» цветок. Он наводит на героя, который отождествляется с автором стихотворения, на думы о прошлом цветка.

Цветок уже давно высох, поэтому от него не исходит аромата, он «безуханный», то есть без запаха. У него ломкий стебель и ломкие лепестки. Из-за того, что цветок засох, уже непонятно, какого цвета он был. Это уже давно безжизненное растение, не способное, кажется, вызвать какие-то эмоции у человека. Но только не у автора. Он видит за блеклым цветком целую историю.

Дальнейшие строфы – это множество риторических вопросов, с помощью которых автор как будто делает читателей участниками его размышлений. Он приглашает нас, как и сам он, задуматься о том, что любовь может пройти без следа.

На поверхности сюжета – история цветка. Лирический герой пытается представить, где он рос, когда, долго ли цвел и кто его сорвал? А самое главное – для чего его сорвали и положили в книгу? Также поэт задумывается, живы ли те, кто когда-то срывал цветок, держал его в руках, вдыхал его аромат. А может быть, он был предназначен возлюбленной женщине? Как бы там ни было в прошлом, но совершенно точно то, что когда-то у цветка была счастливая, насыщенная событиями жизнь, а вот теперь его участь – забвение и вечная темнота книжных полок.

Но сюжет прост только на первый взгляд. Я думаю, поэт таким образом сравнивает судьбу этого цветка с чувством. И тогда читатель видит совершенно другое в вопросах, в истории цветка. Так же, как и он, когда-то цвело от счастья чье-то чувство. Но нашелся тот, кто безжалостно сорвал цветок, то есть надругался над чувствами другого, лишил его спокойствия.

Сорванный когда-то цветок, рано или поздно завянет и поблекнет. Так же думает автор и о любви, отмеряя ей некий срок. Он может быть больше или меньше, и порой многое зависит от того, как будут беречь его. Так же и с чувством нужно обращаться бережно, чтобы оно дольше жило.

И еще одну тему затрагивает в своем стихотворении Пушкин. Не только утрата ответного чувства, но и сама жизнь меняет нас со временем. Как бы мы ни сопротивлялись, нам не избежать увядания.

Таким образом, цветок в стихотворении символизирует и любовь, и жизнь. И то и другое необходимо беречь, чтобы сохранить.

Просто, но образно создает Пушкин метафору в четыре поэтические строфы. Только Александр Сергеевич мог без лишних средств художественной выразительности раскрыть сложную философскую тему. В этом ему помогают эпитеты «засохший, безуханный цветок», «странная мечта», «чужая, знакомая рука», «нежное свиданье», «роковая разлука», «одинокое гулянье», метафоры «душа наполнилась мечтой», «сорван рукою», «лесная тень» и сравнение «как сей неведомый цветок».

Характерно и то, что стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Так создается замкнутость бытия, и это отражает состояние тяжелого душевного кризиса поэта, когда он писал стихотворение. А отсутствие ответов на поставленные вопросы только подтверждает это.

Пушкин в выборе стихотворного размера верен четырехстопному ямбу, который своим удивительно слаженным ритмом помогает более эмоционально раскрыть тему стихотворения.

Пушкин не нашел ответы на важные для него вопросы. Но именно благодаря этому каждый из читателей сам может ответить на них. Неоспоримо только одно: не стоит тратить свои чувства и жизнь попусту. Нужно бережно и с благодарностью относиться к каждому прожитому дню и уважать чувства других людей.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий