Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин) открывает читателям в авторе художника и борца за свободу. История создания этого произведения непростая. Написано оно в 1819 году, когда в России остро стоял крестьянский вопрос. Пушкин в это время увлекается революционными идеями декабристов, его взгляды на общественный строй такие же революционные, но пока еще поэт не попал в опалу Александра I, поэтому император одобряет «Деревню». Но опубликовать стихотворение в тот же год не получилось, а после декабристского восстания деятельность поэта была под жестким контролем власти. Впервые свет увидел анализируемое произведение только в 1826 году с внесенными поправками и под названием «Уединение». Сегодняшний же вариант был опубликован уже 1829 году, тогда же вернулось к нему и первоначальное название.

Пушкин всей душой болел за простых крестьян, столетиями притесняемых помещиками. В начале 19 века многие писатели касались темы крепостничества в своем творчестве. Не смог обойти стороной ее и Пушкин. И «Деревня» — далеко не единственное произведение, раскрывающее тему несправедливости власти по отношению к народу. Будь то власть императора или помещика, который с молчаливого согласия монарха творил произвол над своими крестьянами. Пушкин раскрывает главную тему через тему природы, тему творчества и проблемы невежества русского человека. Основная же мысль стихотворения заключается в том, чтобы показать, что именно крепостной строй тормозит Россию в развитии. Ведь помещики, пользуясь богатствами земли, разоряют ее из-за своего невежества, угнетают народ, который, в свою очередь, такой же невежественный, потому что ему не дают возможности развиваться.

         Стихотворение написано шестистопным ямбом, а его композицию можно разделить на две части, противоположные по эмоциональной и смысловой составляющим.

         В первой части автор восхищается деревенскими пейзажами и наслаждается состоянием покоя и умиротворения, которого поэту так не хватало, когда он жил в городе. Мы читаем эти строки, и перед глазами возникают картины неспешной сельской жизни: раскиданные крестьянские «хаты» вдали, сад, который дает прохладу в жаркий день, ручьи, «лазурные равнины», поля, стада, мельницы, рыбак на берегу. Автор называет эти картины неподвижными, наверное, потому, что жизнь в деревне протекает неспешно, и порой кажется, что она совсем застыла.

На самом деле есть и в деревне своя динамика. Только деревня живет в одном ритме с природой. Здесь более естественная среда для человека. Поэтому и работается, и отдыхается в деревне легче.

Для Пушкина деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Поэт целиком отдается упоению тишиной и забвению. Здесь во всем гармония, поэтому и вдохновение Пушкина посещает чаще.

Но Пушкин не только создает прекрасные картины природы, но противопоставляет деревню городу. Для него это два совершенно разных мира. В городе автор был будто бы скован «суетными оковами», стал заложником общественного мнения. Деревня же дает ему все, что нужно для спокойной и безмятежной жизни.

Совсем другим настроением окрашена вторая часть стихотворения. Ее открывает противительный союз «но», который сразу дает понять читателям, что чем-то душевная гармония лирического героя нарушена и в деревне:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

     Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Невежами поэт называет помещиков, которые присвоили себе труд земледельца. Истинным же хозяином земли поэт считает крестьян. Это они возделывают поля, они отдают себя работе на земле. «Барство дикое» — так называет поэт помещиков и всех, кто потворствует рабству. Поэт считает это незаконным, хотя в действительности крепостничество было разрешено. Но не о том законе говорит лирический герой. Он говорит о законе Божьем. Это против него идет власть.

Пушкин сочувствует нелегкой крестьянской жизни. Ему невыносимо больно за то, что юные девушки «цветут» лишь для удовлетворения барской прихоти, ими пользуются, как вещью. Жаль поэту и молодых и крепких юношей, которые вынуждены потратить свое здоровье, ломая спину ради благополучия барина, и ждет их только участь «измученных рабов».

В основе второй части тоже лежит антитеза. Автор противопоставляет «барство дикое» «рабству нищему». И та и другая социальная прослойка прозябает в невежестве, но разница лишь в том, что крестьянский талант задушен уже в самом его зародыше. А вот барство добровольно отказывается от внесения вклада в просвещение русского человека.

Последние строки больше похожи на мольбу лирического героя. В них он выражает надежду на то, что когда-то придет конец рабству народа, вот только увидит ли он это, доведется ли автору увидеть свободного крестьянина?  

Пушкин щедро снабдил стихотворение средствами художественной выразительности. Метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» и эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы» в основном служат автору для передачи настроения автора и его отношения к проблеме.

«Деревня» — это боль поэта за судьбу русского человека, выраженная в прекрасных стихах. Крепостной строй официально отменен уже больше ста лет назад, но думаю, что и сейчас бы Александр Сергеевич вряд ли смог бы сказать, что его мечта сбылась. Наверное, поэтому оно не теряет своей популярности до сих пор.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий