Анализ стихотворения «Февраль» (Б.Л. Пастернак)

Анализ стихотворения «Февраль» (Б.Л. Пастернак) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Февраль» (Б.Л. Пастернак) – это, можно сказать, анализ всего раннего творчества поэта. Ведь именно это стихотворение стало визитной карточкой начала его творческого пути. Порывистое и грохочущее, кажется, что и написано оно было так же. А ведь Пастернак как раз считал, что писать можно только по зову чувств. Здесь и сейчас.

Однако, «Февраль» создавался долго, кроился и перекраивался, и, возможно, сейчас мы бы могли иметь совершенно другую дату и даже несколько иной смысл стихотворения.

Стихотворение написано в 1912 году, а в 1913 уже было опубликовано в сборнике «Лирика» вместе с несколькими другими первыми произведениями поэта. Но Пастернак еще не раз возвращался к «Февралю», корректировал, переписывал. Автору хотелось как можно тоньше передать сиюминутность происходящего. 1928 год, потом 1945 год — то есть, можно сказать, что всю жизнь он пытался достичь идеала именно в этом стихотворении, часто кажущимся достаточно простым для восприятия.

И все-таки Пастернак вернулся к первоначальной версии текста. Возможно, это связано с его идеей о порыве в творчестве. А может быть, стихотворение – само по себе идеальное произведение, не терпящее изменений. В любом случае, современным читателям достался первоначальный вариант «Февраля», и именно это помогает понять нам личность еще молодого поэта.

Так как в ранние годы Пастернак был увлечен символизмом, символичны и его первые стихотворения. Стихотворение называется «Февраль». Это месяц бурь и ветров, метелей и снегопадов – одним словом, порывистый, что так хорошо и лаконично характеризует и личность, и стихи поэта. Но не стоит торопиться с образами. Пастернаковский февраль немного не такой, каким хочет узнать его читатель, увидевший название в оглавлении.

Стихотворение делится на четыре катрена. И первый без предисловий сообщает нам о том, что наступил февраль. Коротким именным предложением, состоящим из одного слова, безапелляционно наступает последний месяц зимы. Как будто все этим и должно быть сказано. Но следующее восклицательное предложение передает нам чувства лирического героя:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Это февраль и его пейзаж за окном заставляет взять чернила и писать. Порыв чувств и эмоций выражается через отрывистость короткого простого выкрика. Почему-то автору хочется плакать. Грусть это от тоскливого вида или радость от приходящей весны? А может быть, все чувства смешались, как краски последнего месяца зимы.

Не только плакать, не скрывая чувств, хочется лирическому герою, но и писать о феврале тоже хочется «навзрыд» — без перерыва, подчиняясь воле эмоций.

А в следующих строках мы понимаем, что вызвало бурю чувств у автора:

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт будто бы ухватил теплый, почти весенний денек среди вьюг и метелей. В этом краткость момента, и об этом говорит нам союзное слово «пока»: нужно быстро написать, пока пахнет весной.

Но погожий денек, а, может, и всего лишь час – это не затишье, а как раз самый настоящий порыв, ведь даже слякоть грохочущая. Так, природа звучит в унисон настроению человека, и с первых строк закружит читателя в чувствах автора и пейзажах февраля.

Первая строфа – это своеобразное введение произведения. Пусть порывистое и шумное, но все-таки основная часть ожидает читателя впереди.

Почти в каждой строфе, в каждой строчке и даже в каждом слове стихотворения продолжают переплетаться картины предвесенней природы и душевное состояние лирического героя. Необычно построены предложения: короткие безличные перемежаются со сложными, в которых потоком льются чувства автора строк.

Так, вторая строфа начинается с предложения «Достать пролетку». Глагол в неопределенной форме передает стихийное возникновение желаний автора: ему сейчас, не откладывая на потом, пока еще чернеет весна, хочется достать коляску и ехать. Пока совсем непонятно, куда стремится его душа, но непременно нужно ехать «через благовест, чрез клик колес». Благовест и клик колес – звуки, через которые необходимо ехать лирическому герою. Это кажется оксюмороном. Еще более удивительным кажется сочетание совершенно противоположных звуков. Колокольный звон – очищает душу, облагораживает. В то же время совершенно неприятно звучат колеса: кликают. Мне кажется, этим приемом автор усиливает смешение чувств в своей душе, еще раз подчеркивает идею о творческом порыве.

Лирическому герою хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез». Развернутую метафору использует поэт, чтобы и в ней перемешать природу и человека. Метонимия «шумней чернил» говорит о том, что все наполнено звуками: природный шум дождя, шуршание чернильного пера поэта и слезы – верный признак жизни, выражение чувств.

Так, вторая строфа наполнена различными звуками, и именно через них происходит стихийное слияние природы, состояния души человека и творчества.

Звуки второй строфы перерастают в образы грачей и весенних луж. И снова тесно переплелись природа и человеческая душа:

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

 Грачи, которых автор сравнивает с обугленными грушами, — это признак весны. Туда стремится его душа.

«Сухую грусть» — это, на мой взгляд, тоже оксюморон. Ведь грусть обычно ассоциируется со слезами, но у Пастернака она сухая, может быть, без слез. Но лирический герой жаждет этой грусти, этих эмоций. А как же приятно грустить без слез, когда вокруг шумит весна.

Пастернак умело и незаметно подводит читателя к главной теме стихотворения – единство природы и души человека. И в этом благодатном союзе, как колокольный звон, рождаются стихи. Об этом уже прямо говорит Пастернак в последних строках «Февраля», и в них сосредоточена основная мысль стихотворения:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Вот она, стихийность рождения стихов. Последние две строчки – итог всего стихотворения. Ради случайного рождения стихов стоит пронестись через благовест и крики колес, исчезнуть под звуки дождя и пропустить через себя стаю сорвавшихся грачей.

Интересной кажется и еще одна метафора:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт…

Это под душой изрыт ветер криками и чернеют проталины. Создается впечатление, что душа возносится вверх над землей, над весной. Но это не возвышение человека над природой, а единение, ведь в воздухе, вдали от черной весенней грязи, легче дается воссоединение природы и человека.

Развернутые метафоры – далеко не единственное средство художественной выразительности стихотворения, хотя и основное. Эпитеты «сухая грусть», «черная весна», «грохочущая слякоть» эмоционально и красочно передают идею стихотворения о том, что душа человека следует за природой, стремится в небо.

Активное участие в создании образов участвуют цветопись и звукопись. Преобладают черные цвета: чернила, черная весна, обугленные груши – грачи, чернеют проталины. Но от этих черных пятен на душе становится весело, ведь они – предвестники весны, пробуждения природы, а с помощью чернил скоро родятся на белой бумаге, как на снегу, такие же чистые стихи.

Криками и шумом характеризуется звукопись стихотворения. Но все это стихийная радость природы и человека. Звуки весны врываются в немую холодную зиму и прорезают даже ветер, так же и творчество, подобно порыву, стихии, должно рождаться в душе поэта: «и чем случайней, тем вернее…».

Звуками наполняется стихотворение и за счет ассонанса «р» и «л». Возникает ощущение, что все бурлит и кипит вокруг, наполняется жизнью.

«Февраль» написано четырехстопным ямбом, поэтому еще четче, еще громче звучит стихотворение.

Благодаря анализу, совершенно точно можно сказать, что «Февраль» делится на три части. Причем, последняя состоит всего из двух строчек, к которым умело и художественно подводит через образы и звуки читателя автор. Но от первого до последнего слова стихотворение пропитано ожиданием пробуждения природы, а с ним и пробуждения вдохновения писателя. Поэтому, наверное, февраль у Пастернака не усталый от зимы месяц, а уже настроенный на весну, на радость.

Пастернаку было всего 22 года, когда он написал одно из самых известных стихотворений. В это, кажется, невозможно поверить, ведь так сложно и образно написать о столь сложных вещах может только тот, кто тонко чувствует соприкосновение души с природой. Несомненно, поэт обладал этим талантом.

«Февраль» — совершенное стихотворение во многих отношениях. Читая его, проникаешься атмосферой весеннего шума и грохота, чувствуешь запах приближения весны, невольно поверишь в то, что стихи рождаются вдруг, нужно только ухватить момент вдохновения.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий