Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов) Анализ стихотворений

«И скучно, и грустно…» — произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое является достойным образцом философской лирики поэта, а насладиться в полной мере этой красотой вам поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вы сможете в полной мере прочувствовать всю красоту мрачной тоски поэта.

История создания

Михаил Юрьевич хоть и придерживался пушкинских традиций, но являлся поэтому совершенно другой эпохи. Через все его творчество жирной линией проходит тема пессимизма. В его творчестве не редко встречаются мотивы одиночества, изгнанничества, а так де любовные разочарования. Автор достаточно часто размышляет о смерти, смысле жизни и судьбе человека.

Но чаще всего в творчестве поэта присутствует мотив одиночества. И вот в результате долгого одиночества и страдания и появилось произведение «И скучно, и грустно». Написал Михаил Юрьевич его в 1840 году, за год до своей трагической гибели.

В произведении автор поднимает тему тоски и разочарования, будто бы подводя итог прожитых лет.

Итоги, которые подводит автор, совершенно его не радует. В момент написания стихотворения он был одинок и глубоко несчастен. Его всю творческую карьеру огорчало то, что он так и не смог добиться поставленной вершины. Свои труды он не считал народным достоянием, поскольку относился к ним скептически. Что же касается военной карьеры, то она так же не принесла долгожданного успеха. Совокупность всего этого навалилась на поэта, поэтому он испытывал разочарование и уныние.

Жанр, размер

Через все стихотворение проходит мотив грусти, поэтому правильнее всего его отнести по жанру к элегии. Данный текст больше всего напоминает записки в личном дневнике, в которых человек изливает на бумагу свою душу, все то, что накопилось за долгое время.

Лирический герой не достиг желаемого счастья в любви, разочаровался в дружбе. Он потерял веру в себя, да и в жизнь как таковую. Вследствие этого герой теряет надежду на то, что его заветные мечты когда-то исполнятся.

Что же кажется направления, то это романтизм. Его черты встречаются в тональности стихотворения, присутствии мотива одиночества, разочарования. Лирического героя автор показывает гордым и независимым. Не смотря на то, что ему пришлось пережить много несчастий, он не хочет, чтобы его жалели.

Размер написания – четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка — перекрёстная.

Композиция

Стихотворение делится на три четверостишья.

В первой части произведения автор озвучивает свои желания.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Во второй части произведения лирический герой начинает размышлять о любви.

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Третья, заключительная часть рассказывает читателю о страстях. Но в последних двух строках Михаил Юрьевич делает вывод, тем самым подводит черту.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Образы и символы

В образе лирического героя не сложно узнать самого Михаила Юрьевича. Их мысли и размышления очень схожи. Это типичный представитель просвещённого дворянства, человек, который находится в постоянном поиске. Он умен, но уже успел разочароваться в жизни и в своих собственных способностях. Герой не может понять ни свой народ, ни страну, поэтому он относится к окружающим с долей презрения и обидой за то, что они так и не смогли оценить его творчество по достоинству.

Жизнь, которую описывает автор, является лишь пустой и глупой шуткой. К такому выводу поэт приходит потому, что ему так и не удалось найти народного признания, понимания и любви. Он не может реализовать все свои силы и чувства, поскольку ни одно из них не смогло зацепить его за живое. Из-за этого лирический герой так и не может найти смысл жизни, склоняясь к тому, что того и вовсе нет.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «И скучно, и грустно» становится тема одиночества. А главная проблема – это разочарование лирического героя в своей собственной жизни. На протяжении многих лет он пытается найти смысл в любви, страсти, но его попытки оказались тщетными. Нигде он не может найти места для упокоения своей души. Он не видит, что-либо совершать, к чему-то стремиться, ведь все это лишено смысла. Любовь – лишь временное наслаждение, которое в последствии оборачивается страданиями и мучением.

Все те вещи и чувства, которые заставляют людей жить, бороться и двигаться дальше, для поэта обесценились.

Так же присутствует проблема точки и вечного поиска смысла своего существования. За плечами лирического героя есть немалый опыт, который и говорит ему о бессмысленности бытия. Для героя любовь потеряла ту подлинность и уникальность, а стала лишь кратковременной обыденностью.

Так же автор размышляет о быстротечности жизни, видя в этом так же проблему. Он сокрушается о том, что лучшие годы молодости остались далеко позади.

Соответственно, это все очень повлияло на настроение стихотворения, сделав его мрачным и наполненным тоской.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении Михаил Юрьевич Лермонтов не скупится на использование различных троп.

Здесь можно увидеть эпитеты, которые придают стихотворению яркости и точности. Метафоры и ассонанс так же играют немаловажную роль в произведении, дополняя его различными красками и ощущениями.

Совокупность этих троп придают тексту ещё большей драматичности.

Основная мысль

Основная мысль произведения «И скучно, и грустно» заключается в том, что лирический герой полностью отрицает осмысленность жизни, и все то, что в привычном понимании наделяет её смыслом. Автор уверен в том, что все те ценности, которые успели стать для все святыней, являются не более чем иллюзией.

Все чувства, стремления, достижения утратили свою былую ценность, поскольку ни в одном из них автор так и не смог найти столь долгожданного счастья и умиротворения. Все чувства являются лишь временным явлением, цели – недостижимыми,  либо неинтересными. Это все пагубно влияет на настроение лирического героя, что хорошо чувствуется на протяжении всего стихотворения.

Поэт не скупился на чувства, мысли и эмоции, изливая все, как есть на бумагу. Произведение получилось очень глубоким и искренним, пронизанным переживаниями, тревогами и несбыточными мечтами.

Из этого можно сделать вывод, что стихотворение «И скучно, и грустно» становится подведением итогов. Автор вспоминает все то, что произошло с ним в жизни, и чего он успел достигнуть, оценивает все это и делает вывод.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий