Анализ стихотворения «Имя твое» (М.И. Цветаева)

Анализ стихотворения «Имя твое» (М.И. Цветаева) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Имя твое», которое написала Марина Ивановна Цветаева, дает возможность узнать историю создания произведения, а также насладиться непревзойденной поэзией. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, который поможет в разборе данного произведения.

История создания

Произведение «Имя твое» было написано поэтессой в 1916 году. Марина Цветаева была очень свободолюбивым человеком. В своем творчестве она не искала идеалов, на которых могла бы равняться или брать пример. Благодаря этому в её творчестве отсутствует какое-либо подражание. Девушка восхищалась творчеством многих авторов, но дальше уважения её чувства никогда не заходили. Она не могла найти того самого кумира, творения которого приводили бы её в восторг.

Но из всех правил, было у неё и одно исключение. Этого человека Марина буквально боготворила. Именно этому поэту поэтесса и посвятила целый цикл своих стихотворений, одно из которых мы на данный момент и рассматриваем. Она не называет имени прямо, но даже без имени становится понятно, что свои строки Цветаева адресует Александру Блоку. Этот поэт был близок ей душевно, а его творчество вдохновляло девушку.

Волей судьбы ей не посчастливилось лично познакомиться с поэтом, но она находила в нем схожие черты характера. Поэтесса была влюблена в творчество Блока, а так же в него самого. Она практически поклонялась ему. За все свое творчество именно Александру Блоку было посвящено более двадцати произведений.

Жанр, размер

Данное произведение получилось авторским, что немного мешает с точностью назвать жанр анализируемого стихотворения.

Если посмотреть с одной стороны, то данное произведение напоминает послание, поскольку адресуется конкретному человеку. Но поэтесса не ждет от него никакого ответа. Её послание является односторонним.

Элегией его тоже назвать будет неправильным, потому что стихотворение не содержит никаких грустных мотивов. Да, поэтесса обнажает свою душу и чувства, но делает это возвышенно.

Вроде бы его можно назвать одой, поскольку Цветаева восхваляет Блока, преклоняется перед ним и боготворит. Но отличительной чертой оды является некое самоунижение перед кумиром, а этого в стихотворении нет.

Касаемо направления, то здесь все гораздо проще. Ранняя Цветаева творила в таком направлении как символизм.

Но когда нужно определить размер написания произведения, то тут мы так же начинаем гадать. Потому что как таковой размер стихотворения отсутствует. Проще сказать, что «Имя твое» является тоническим произведением, где нет какого-то определенного стихотворного размера. Рифмовку поэтесса выбрала парную, рифму – мужскую.

Композиция

Анализируемое стихотворение разделяется на три строфы, каждая из которых содержит шесть строк.

В первой строфе используются нейтральные образы.


Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.


Во второй строфе произведения четко выражается создание звуковых образов. В этой строфе читатель может слышать различные звуки, которые так красиво передала Марина Цветаева.

Заключительная третья строфа объединяется с первой рефреном «имя твоё».

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.


Мы видим, как настроение Цветаевой меняется, тем самым образуя композиционную параболу.

Образы и символы

В стихотворении «Имя твое» Марина Цветаева использует большое количество образов. Но их объединяет одно – все они, так или иначе, относятся к Александру Блоку.

Первым образом можно выделить образ «птицы в руке». Этот образ символизирует некое противоречие, которое возникает, когда птичка садиться на ладонь человека. Цветаевой Блок напоминает ту самую птицу – вольную и свободную, которая в силу обстоятельств попала в безвольное общество.

Еще один интересный образ – это «льдинка на языке». Данный символ указывает на очень трепетное отношение поэтессы к Блоку.

Можно сделать вывод, что все произведение наполнено образами. Они встречаются в каждом предложении. Через эту систему символов и образов Марина Цветаева передает свои чувства, которые она испытывает к великому поэту.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является персона Александра Блока. Марина Цветаева во всем тексте выражает при помощи ассоциаций свое отношение к поэту. Их совокупность рисует образ, который сложился у поэтессы.

Второй темой стихотворения является, конечно же, любовь. Все слова, которые Марина выбрала для описания поэта, наполнены особым трепетом и сокровенностью.

Что же касается проблематики произведения, то стоит обратить внимание на отношение поэтессы к жизни. Цветаева связывает себя с образом Блока, который для неё стал бессмертным. Но в то же время, поэтессу интересует страх смерти.

Средства художественной выразительности

Основными средствами выразительности, с которыми нас знакомит Марина Цветаева, являются аллитерации.

Так же в произведении встречаются такие средства выразительности как: параллелизм, метафоры, перифразы, риторические восклицания.

Их совокупность и придает творчеству Марины Ивановны Цветаевой ту самую индивидуальность, благодаря которой не составляет узнать её произведения. Она очень умело использует систему образов, средства выразительности, чтобы нарисовать в голове читателя полный образ своего кумира.

Основная мысль

Главная мысль произведения сосредоточена в его названии. Марина Цветаева находит свой идеал, который восхищает её и вдохновляет. Она разделяет его взгляды, проникновенно относится к его идеям.

Можно сказать, что Цветаева была одержима образом Блока, поэтому и посвятила ему изрядное количество произведений. Но, стоит вспомнить, что она была очень творческой личностью. А им свойственно терять голову, найдя своеобразную «музу». Благодаря этому мы имеем возможность наслаждаться творчеством великих поэтов, которые так же были чем-то и кем-то одержимы.

Через все произведение Марина Ивановна проносит образ человека, которым она восхищается и искренне любит его. Это видно по словам, которые она использует для описания своего героя. Но делает это по-своему, что позволяет назвать её творчество уникальным и неповторимым.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий