Анализ стихотворения «К другу стихотворцу» (А.С. Пушкин)

Анализ стихотворения «К другу стихотворцу» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

Чтобы провести анализ стихотворения «К другу стихотворцу» (А.С. Пушкин), нужно отправиться в далекий 1814 год, когда поэту было всего 15 лет. Молодость и дружба, первые влюбленности и первые стихи, которым рукоплескали многие. Вот она – первая ступень к всемирной известности и славе. И все-таки не так прекрасен путь поэта, и что-то тревожит сердце молодого Пушкина. Это чувство будет сопровождать весь его творческий путь до самых последних строк. Он как будто уже сейчас знает, что путь его будет трудным.  

Стихотворение написано совсем юным поэтом и посвящено его другу Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру. Произведение знаковое, ведь это первое напечатанное произведение молодого Пушкина. Кюхельбекер начал печататься годом позже своего друга, и необычное наставление дает ему такой же начинающий поэт. Пушкин отговаривает товарища вставать на тропу писателя, и это притом, что сам поэт живет творчеством. Это главный мотив стихотворения.

Но почему же Пушкин отговаривает друга, которого называет в стихотворении Аристом, забираться на Геликон – гору, где живут музы? Это кажется удивительным, но уже в свои пятнадцать лет Пушкин понимал, что стезя поэта нелегкая. Да и настоящим поэтом суждено стать далеко не каждому, кто умеет рифмовать слова. Интересно уже то, что даже в названии посвящение не поэту, а всего лишь стихотворцу. Но это не насмешка, не ирония. Пушкин очень любил и уважал своего товарища. Вероятно, автор опасается таких громких заявлений, ведь звание поэта нужно еще заслужить:

Страшися участи бессмысленных певцов,

Нас убивающих громадою стихов!

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.

Предостерегает лирический герой Пушкина своего друга и от ложной надежды на безбедное существование писателя. «Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы…», — мудро говорит поэт. Писательство – нелегкий труд, идущий через тернии и лишения, с которыми тоже нужно уметь мириться и, главное, не бросать при этом творчество.

Автор понимает, что сам он при этом никогда не откажется от своего призвания, но он сравнивает труд поэта со священником, который, снимая рясу, живет совершенно иной жизнью. Но своих учеников он воспитывает иначе:

«…Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,

Живите хорошо, а мне — не подражайте».

Но это нельзя назвать лицемерием.

Если бы поэт жил по своим заветам, то жизнь его стала бы невыносимой. И все-таки он считает покой дороже славы:

Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.

Последняя строка – своеобразный итог его обращения к другу. Их же можно считать и идеей стихотворения. Вообще тема самоопределения была актуальна для лицеистов на тот момент, ведь их готовили к государственной службе, в то время как далеко не каждый из них хотел такой карьеры. Так, Кюхельбекер мечтал стать учителем в провинции.

Тема поэта и поэзии выражена не только в обращении к другу. Дело в том, что этим стихотворением Пушкин высказал свое мнение о литературном обществе «Беседа любителей русского слова» — противников реформ русского языка. Это их называет Пушкин бессмысленными певцами, «нас убивающих громадою стихов», упорно не желающих писать по-новому и о новом. Поэт опасается, что и его верный друг может ступить на эту тропу, и уж лучше совсем не писать, чем писать «мертвым» языком.

Композиция стихотворения выстроена в форме диалога лирического героя с другом-стихотворцем, к которому автор настроен дружественно и по-доброму дает ему советы, попутно обращаясь к произведениям и героям Древней Греции. Это было характерно для многих начинающих поэтов, ищущих ответы на вечные вопросы о призвании, любви и справедливости.

Центральным символом стихотворения становится волшебная свирель. Она символизирует поэзию, но в неумелых руках становится ее жалким подобием без чувств и образов. Это ее нужно беречь, как талант и призвание, ради нее стоит отречься от многого. Но не каждый способен на такие жертвы.

Пушкин называет свое стихотворение сатирическим, при этом использует много торжественной лексики и устаревших форм: «стезя», «пиит», «служитель», «страшится», «чернилы», «сокрыт», «сколь», «покойны», «мраморны». Но это всего лишь высмеивание громоздких и фальшивых рифм Рифматова, Графова, Бибруса, Глазунова, на которых и была направлена сатира автора.

Еще не единожды на своем творческом пути Пушкин вернется к теме поэта и поэзии. И красной нитью через все его стихи проходит мысль о божественном предназначении поэта. Но интересно то, что идея одного из первых стихотворений пересекается с идеей последнего, недописанного, стихотворения поэта «Пора, мой друг, пора…». Ведь и в нем тоже, уже в последний раз, говорит поэт о том, что счастье – в покое и свободе:

На свете счастья нет, но есть покой и воля…

Не об этом же говорит автор анализируемого стихотворения в последней строке, желая счастья своему другу? И почему сам автор тогда выбрал себе столь сложный и тернистый путь?

Скорее всего, Пушкин чувствовал свое призвание уже тогда, когда учился в Лицее. Поэт знал, что ему придется трудно, но он осознанно принимает решение «глаголом жечь сердца людей». Только так можно быть настоящим поэтом.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 7 оценок, среднее 4.14 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий