Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» (М. Ю. Лермонтов) возвращает нас в далекий 19 век, в век жизни одного из самых замечательных поэтов нашей страны.
Лермонтов не только один из самых удивительных и известных поэтов. Его творчество отличается особенной мрачностью и пронизано одиночеством. Лирический герой его произведений всегда одинок и чужд шумной толпе. Так случилось и с поэтом, которого пригласили на новогодний бал 1 января 1840 года.
Представим себе картину бала, где люди веселятся и радуются, шумят. И вот среди этого веселья особенно остро чувствует себя одиноким Лермонтов. В тот момент его настолько поразила безликость огромной толпы, что практически криком вырвалось стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Оно сразу же было опубликовано в «Отечественных записках».
На балу присутствовал и Николай I со своей семьей. Естественно, он принял обличительные строки дерзкого писателя и в свой адрес, что очень сильно испортило его отношение к поэту. Но наравне со шквалом критики, стихотворение Лермонтова получило и хвалебные отзывы. Для многих в литературной среде стало понятным, что на писательском небосклоне горит звезда еще одного талантливого поэта.
Красной нитью через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества лирического героя в безликой толпе. Второй его темой была безграничная любовь к Отечеству. Казалось бы, это совершенно несвязанные друг с другом темы, но все-таки в данном стихотворении они, так или иначе, созвучны. Поэт любит свою страну, но душа его не принимает фальшивое общество, спрятанное за масками. Обличение маскарада – вот идея этого произведения. Лермонтов тонко чувствовал наигранность и искусственность чувств, и в этом видел главную проблему и трагедию современного светского общества.
Антитеза становится главным художественным приемом в стихотворении. На основе противопоставления лирического героя пестрой толпе основана композиция. Условно его можно разделить на три части.
В первой части передается атмосфера праздника, но она не несет в себе какие-либо положительные мотивы. Поэт резко высказывается о собравшейся толпе, срывает с них маски, показывая их истинное лицо. В каждой строке читается пренебрежение лирического героя к бездушным образам.
В первой строке толпа предстает пестрым разнообразием. Пестрая – значит, разная, смешавшая в себе разные возрасты, статусы и личности. Но она воспринимается лирическим героем, «как будто бы сквозь сон». В этом читается отчуждение его, одиночество.
Неприятна лирическому герою и музыка, и вообще все, что он слышит. Это мы понимаем благодаря эпитету «диком шопоте» и шуму музыки. Слово «шум» негативно окрашено, и музыка именно шумит, а не играет. Создается впечатление, что и она фальшивая.
Эпитеты «образы бездушные людей», «бестрепетные руки» красавиц и метафора «приличьем стянутые маски» создают картину мертвого общества, без души, но с внешне приличной оболочкой. И уже здесь, в первой части, возникает противостояние этому лирического героя. Оно в эпитетах «холодных рук», «наружно погружаясь», «старинную мечту», «святые звуки». Он тоже поддается всеобщему театру неестественности и надевает маску вовлеченности в общее веселье. Но в душе «ласкает мечту». Всего один глагол передает его душевное состояние, но как сильно он противопоставлен неприятным звукам бала. В его мечтах звуки святые. Они не шумят, не раздражают и, возможно, слышны только лирическим героем.
«Святые звуки» уносят автора в далекое прошлое, а читателя во вторую часть стихотворения. Она резко контрастирует по смыслу и даже стихотворному размеру с первой части. Поэт погружает нас в его воспоминания о далеком детстве, где все ему мило, даже «сад с разрушенной теплицей». И все в этом прошлом дышит жизнью. Поэтому так много в этой части олицетворений: «спящий пруд», «встают вдали туманы», «глядит вечерний луч». Замечательны и оксюмороны, в которых нет никакого противоречия. Так, «забыться, — памятью» противопоставляет сегодня и вчера, настоящее и прошлое. Забыть лирический герой хочет все, что происходит сейчас, и память возвращает его в ту, настоящую, жизнь. Ее память хранит. Еще один оксюморон «к недавней старине» использует поэт, чтобы показать не просто временной промежуток, но и придать ему значение. Старина означает пережитые героем счастливые моменты.
Дважды повторяет поэт эпитет «вольной птицей», делая на этом акцент. Прошлое связано у него со свободой, которой он не чувствует в момент размышления.
Невероятно красивыми образами наполнена вторая часть. Перед нами как будто разрастается картина безмятежной деревенской жизни. Красота передана метафорами «зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «село дымится».
Воспоминания переполняют душу лирического героя «странной тоской», но тоска эта сладостная и приятная:
Я думаю об ней, я плачу и люблю
Слезы и любовь – вот с чем связано прошлое лирического героя. Но ведь это ли ни главные составляющие жизни? Это ли ни истинные эмоции? Реальность же не несет в себе ничего, кроме горького разочарования:
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Поэт предается мечте, желая остаться в ней навсегда, оторвавшись от горькой реальности.
Третья часть безжалостно выдергивает лирического героя из его воспоминаний, возвращая в неприглядную сегодня. Особенно больно после этого становится принимать этот несовершенный мир, и поэт бросает «им в глаза железный стих».
В третьей части резко меняется настроение стихотворения. Строки звучат вызовом и громким неприкрытым презрением к толпе. Лирический герой не скрывает своих чувств, а кипят в нем горечь и злость. Даже стих свой он «обливает», а не просто наделяет этими эмоциями. Как будто опомнившись, добавляет в конце негодование. Свою же мечту он называет «незванной гостьей». И действительно, ей нет места среди этих бездушных людей.
Очень символичен в стихотворении новогодний маскарад. Это не просто факт биографии Лермонтова. Это своего рода символ всего современного поэту светского общества. И целью его стихотворения стало желание открыть глаза людей на самих себя, внести смятение в их придуманную идиллию и веселость. Но эпиграфом к стихотворению поэт все-таки выбрал лаконичное «1-е января», чем конкретно указал людей, спрятанных за масками двуличия. Трагедия лирического героя в том, что он противопоставляет себя реальности, а в свое прошлое вернуться уже невозможно. Это всего лишь его грезы. И это мучает его, не дает успокоиться страдающей душе.