Анализ стихотворения «Капитаны» (Н. С. Гумилев)

Анализ стихотворения «Капитаны» (Н. С. Гумилев) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Капитаны» (Н. С. Гумилев) погрузит нас мир мечты молодого поэта.

Стихотворение написано в 1909 году, когда Гумилев был в гостях у Волошина в Коктебеле. По всей вероятности, поэта настолько восхитили пейзажи гор и моря, что он в течение нескольких вечеров закрывался в своей комнате и писал стихотворение. Хотя многие и говорили, что «Капитаны» написано несколькими авторами.

Большое стихотворение состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена разным моментам жизни капитанов морских кораблей. Благодаря этому, части, каждую по отдельности, можно считать самостоятельными произведениями. Но все они объединены одной темой любви к морским путешествиям.

Этой темой увлекались многие поэты начала 20 века, она уносит нас в эпоху романтизма, а также заставляет читателей мечтать о дальних странах и подвигах моряков.

В первой части автор восхищается смелостью и отвагой моряков, которые не боятся ни ветров, ни штормов. Он с гордостью и завистью говорит о том, что только храбрецы могут встать за штурвал корабля. Об этом автор пишет в конце первой части, задавая риторический вопрос читателям:

Разве трусам даны эти руки…

         На него невозможно ответить отрицательно, невозможно не признать это.

         Вторая часть посвящена всем мореплавателям, открывателям новых земель. Здесь автор перечисляет знаменитых моряков и восхищается их дерзостью. Их бесстрашие и страсть к открытиям заставляют бросать вызов судьбе в поисках новых берегов. Это должно вдохновлять и читателей на подвиги, а также думать, что еще есть в мире неоткрытые страны и континенты, где все по-другому. Ради таких прекрасных открытий стоит мечтать о дальнем плавании и рисковать жизнью.

         Жизнь матроса – это судно и море, соленый ветер и волны. Но иногда и они выходят на сушу. Как они живут на берегу, рассказывает Гумилев в третьей части. После долгих плаваний матросы возвращаются в «знакомый порт». Они веселы, потому что славно потрудились, побывали во многих странах. Даже ритм стихотворения меняется на более веселый, а строки становятся короче. И даже на земле моряки живут с широко распахнутой душой: гуляют, рассказывают интересные истории, не спят до утра. Столько в них веселья и сил, что они заражают им и всех окружающих. Но время приходит, и короткий миг на суше вновь заканчивается отплытием в поисках приключений.

         Самая загадочная и таинственная – четвертая часть. В ее основе лежит легенда о Летучем Голландце. Это он стоит за штурвалом корабля-призрака, и «как смерть, бледны его товарищи».

         Автор считает, что призрак указывает морякам на край моря и предупреждает об опасностях, которые поджидают их на пути. Но только сильнее лирический герой гордится подвигами моряков, преодолевающих страх в своих путешествиях.

                  В стихотворении, которое можно отнести к жанру элегии, автор использует много средств художественной выразительности, чтобы более эмоционально передать свои чувства и грезы о путешествиях. Так, эпитеты «полярные моря», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная» украшают стихотворение, метафоры «солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина» и сравнение «как смерть, бледны его товарищи» — наполняют текст образами, заставляют фантазировать читателей.

         Каждый из нас в детстве мечтал о приключениях и чудесах. Вот и автор стихотворения, будучи уже взрослым, позволил себе погрузиться в мир мечты и фантазий. Не важно, взрослый читает это стихотворение или ребенок, каждый невольно представляет морскую стихию и жаркие страны, которые еще предстоит открыть. Это особенно важно и ценно в век, когда уже, кажется, известно все. Гумилев оставляет место мечтам в мыслях каждого из нас. И это прекрасно, это делает и нас с вами немножко путешественниками и поэтами.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий