Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин)

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин) открывает нам в авторе не только талантливого и известного прозаика, но и поэта, умеющего тонко чувствовать природу и взаимодействие с ней человека. Не зря Бунина называют певцом природы и ночи.

         Стихотворение «Крещенская ночь» датируется 1896 – 1901 годами. Целых пятнадцать лет ушло на создание шедевра Бунина. Можно только предполагать, почему стихотворение, хотя и довольно большое, заняло такой значительный промежуток времени. Вероятно, автор подошел к его созданию осмысленно, продумав все детали до мелочей. Поэтому читатель и может сейчас в полной мере наслаждаться своеобразным гимном природе, совершенным во всех отношениях.

         В стихотворении нет ни одной лишней детали, ни одного лишнего слова и символа. Все органично взаимодействует и создает картину морозной крещенской ночи.

         Какой поэт или писатель не писал о зиме? Это время года всегда представлялось каким-то волшебным и таинственным периодом. Зима окутана ледяной тайной, это самое сказочное и удивительное время. Время чудес и загадок. «Зимняя ночь» Б. Пастернака, «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева, «Идет волшебница зима» А.С. Пушкина и многие другие стихи известных поэтов дарят читателям завораживающие пейзажи зимнего леса, жизни людей зимой, и в каждом из произведений кроется сое волшебство и поэтический мир автора.

         Но Бунин выбрал для своего стихотворения не просто зимнюю ночь, уже саму по себе величественную и прекрасную. Крещение – особенный праздник на Руси. В крещенскую ночь даже снег становится священным. Поэтому вместе с темой величия и красоты природы тесно сплетается тема святости происхождения человека, а главная мысль Бунина заключается в напоминании людям об одухотворенности природы Богом. Мы порой забываем о тесной связи нас с природой и, пожалуй, только оставшись наедине с ней, особенно в такую прекрасную праздничную ночь можно по-настоящему почувствовать это единение.

         Стихотворение написано трехстопным анапестом, который придает плавность интонации, неторопливость, напевность. Его хочется читать нараспев, вполголоса, и даже напряженность некоторых строк не меняет ровной и спокойной тональности произведения.

         Атмосферу и настроение сказки создает и композиция стихотворения. Его можно разделить на три части.

         К первой части относятся первые пять строф стихотворения. Если бы не название, то с первых строк было бы не понять, что мы читаем именно о крещенской ночи. Мы видим удивительную картину зимнего ночного леса. Во всей своей красе и величии перед одиноким путником предстает природа. Все вокруг окутано пушистым снегом и сном. Повсюду торжественная тишина, покой и умиротворение. Ни одного звука не раздастся в этой глуши. Лес как будто скован морозом и ночью, так все замерло, не видно никакого движения. Но все-таки в неподвижности и гробовой тишине мы видим живую природу, и не просто живую, а одушевленную. Об этом говорят многочисленные олицетворения в первой части: «задремали, склонившись, березы», «месяц глядит», дорожки стелются, «убегая», «седые морозы», «убаюкала вьюга седая», «заснул» лес. Природа как будто сама наблюдает за всем происходящим в мире газами полного месяца откуда-то сверху, и ничто не ускользнет от его зоркого глаза. Природа сама убаюкала лес, который оцепенел, застыл. Все подчиняется единому закону, и в этом заключается гармония. Все в этом мире преходящее, и только покой и совершенство природы вечны.

         Прекрасна и величественна зимняя ночь. Природа укрывает свои богатства снегом и сном, прячет от суетливого взгляда. Но в строках первой части мы можем усмотреть природную сокровищницу. Ее выдают эпитеты: «причудливо стелятся», «сквозной, неподвижный и белый» и сравнения: опушили «как мехом», «точно в алмазах», «серебро кружевное». Все окрашено в серебристые и белые цвета.

         Первая часть – это не только описание величественной природы, но и ее значение в жизни человека, ее с ним взаимодействие. Так, преобладание гласных «о», «у» уносят современного читателя к истокам народного творчества, в котором выражалось почитание и глубокое уважение природы. В старину человек понимал бесценность ее даров, осознавал незыблемость ее мироздания и обожествлял ее, надеясь на ее милость. Так, словосочетание «снежное лоно» — это обращение к старинным народным поверьям и приметам, в которых снег наделялся магическими свойствами.

         Природа в первой части кажется единоличной хозяйкой леса, если бы не маленький намек на присутствие человека в четвертой строфе. Вдруг среди сугробов и деревьев встречается сторожка. Она кажется очень маленькой и незначительной и теряется среди великолепия ночи и леса. Но ее достаточно, чтобы привнести беспокойство в нерушимый, совершенный мир природы. И уже в четвертой строфе появляются тревожные образы вьюги и метели. Они переносят нас во вторую часть стихотворения, где царит совсем другое настроение. Она все так же продолжает картину всеобщего сна и покоя:

Спят таинственно стройные чащи,

Спят, одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

         Но уже в первой строке следующего катрена мертвая тишина прерывается звенящим возгласом, обозначенным восклицательным знаком:

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

         И сразу меняется тональность стихотворения. Нарушается гармоничная картина непоколебимой природы. Появляется тревожность и беспокойство. Это выражается глаголами, обозначающими движение: «пробирается волк», «чудится», «пробегают». Эти движения несут с собой суету. Но суета эта не природная. Она все так же спокойна и величественна. Но вот пришел человек и принес с собой совершенно иное настроение. Его пугает лес и темнота, и за своим страхом он не видит того, что должен увидеть. Как будто потерялась невидимая нить, связавшая когда-то тесно человека и природу. Но для нее человек словно неразумное дитя, которое потеряло свои истоки, и теперь мы видим переживания и трепетный страх лирического героя перед природой. Тревога становится основной эмоцией второй части. Она и в многоточиях, символизирующих отсутствие покоя, и в восклицательном знаке, в образах волка, странно переплетенных кустов между собой, теней и невидимых зверьков. Передается напряжение здесь и аллитерацией «р», нарушающей тишину леса рычанием из-за кустов.

         Но все эти эмоции и суетливость только в душе лирического героя. Человек утратил веру в Бога, перерезал пуповину, связывающую его с природой. Отсюда его недоверие и страх, сомнения, мятеж, который передается антитезой:

Тишина, — а, быть может, он близко…

         Но в последней строфе второй части появляется огонек, который служит спасением для заблудшего путника. А может быть, это сам путник, заблудившийся во тьме и ищущий спасения. Огонек мелькает «осторожно и робко», он чего-то поджидает. Но чего?

         Ответом на этот вопрос, как спасением для блуждающей души лирического героя, становится последние две строфы – третья часть стихотворения. Эта часть становится логичным итогом всего стихотворения. В ней уже отчетливо и смело звучат христианские мотивы и появляются христианские символы.

         Так, в предпоследней строфе мы видим звезду «на востоке, у трона господня». Этот символ направляет нас к Рождественским традициям и приметам. Звезда укажет дорогу путнику, и яркая звезда в крещенскую ночь означает, что родится много ягнят. А ягненок – это символика Иисуса Христа. Поэтому такой спасительной силой наделялась она, появляющаяся в два главных праздника у христиан.

         Звезда уравновешивает и успокаивает отношения человека и природы, приносит гармонию и тихую радость.  Поэтому с ее появлением все встает на свои места и возвращается торжественность праздничной ночи уже в последней строфе. Снова появляется мотив покоя и тишины.

         Волшебство ночи передается ярким сравнением звезды с бриллиантом: «бриллиантом лучистым и ярким» и метафорой:

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Эпитетом «хрустальное царство» передается крещенский мороз, настолько сильный, что все кругом сковано и обращено в хрусталь.

В этом стихотворении сочетается утонченность бунинского слога и его живой интерес к истинному началу человека. В нем уживаются народное отношение к природе и христианское одухотворение ее. Не случаен здесь малоприметный образ сторожки, крошечный по отношению к целой вселенной. Это как будто напоминание человеку не забывать о своем настоящем происхождении, помнить о том, что страх вселяет неверие.

Стихотворение несет свет и покой в душу читателя, а это, пожалуй, главное предназначение литературы: врачевать душу усталого человека.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий