Анализ стихотворения «Ласточки пропали» (А.А. Фет) нужен читателю, чтобы чуточку лучше понять его автора, пережить вместе с ним тяжелые для него минуты грусти.
Стихотворение написано в 1854 году, в период расцвета творческой деятельности Фета. В нем он делится с читателями своим настроением. Ему грустно, потому что наступила осень. Теме осени посвящено стихотворение. И у Фета было особое отношение к этому времени года. Поэт не испытывает восторга от «пышного увядания», не восхищается красотой осеннего леса. Для автора осень равносильна смерти, настолько тяжело он переносит серость и унылость пасмурных дней.
Идея стихотворения заключается в сравнении себя с перекати-полем, таким же сиротливым и одиноким растением, оставшимся без приюта и скитающимся без цели по мокрой земле.
Стихотворение по смыслу можно разделить на две части. В первой автор рассказывает читателям, что он видит в «своей» осени. В этой части он не говорит нам о своем настроении, но все равно понятно, что происходящее его не радует.
Наступили холода, и «ласточки пропали». Этот глагол звучит более обреченно, чем «улетели». Их исчезновение знаменует скорое наступление холодов. И тут же автор вспоминает, как грачи летали, готовясь к отлету в теплые страны, а ведь грачи улетают последними, но уже и они вот-вот покинут холодный край.
Сама природа, кажется, не рада наступлению осени. Вот даже ветер ночью «злится» и стучит в окно, как встревоженный и испуганный чем-то человек.
Автор в отчаянии вскрикивает:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Наверное, настолько опостылела ему серость и неприглядность осенних дней, что даже снежным вьюгам он будет рад, только бы не чувствовать эту тоску, похожую на бесконечный осенний монотонный дождь.
Вторая часть состоит всего из одной последней строфы. Здесь уже более отчетливо виден образ автора и его чувства. Ему не хочется выходить на улицу, и только крайняя необходимость заставляет сделать это, о чем мы можем прочитать в первой строке:
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Автору до слез тяжело видеть увядание природы, тосковать вместе с ней по ушедшим теплым дням. И как будто чувствуя его настроение, появляется перед автором перекати-поле – единственное растение, у которого нет места. Таким же сиротой чувствует себя и поэт. Холода лишают его уверенности в завтрашнем дне, ощущения счастья.
Фет – один из немногих писателей, которые не писали о политике и социальных проблемах. И наверное, это правильно, ведь все в этом мире приходит и уходит, но природа – вечна, а поэтому достойна, чтобы о ней слагали стихи, пусть даже и грустные. Но в стихах Фета нет красивых зарисовок пейзажа, как, например, у Пушкина, потому что поэт передает только эмоции от созерцания ее. Для этого он использует различные средства художественной выразительности. Сравнения «как сеть», «словно как с испугу», «как мяч» и олицетворение «ветер злится … стучится» помогают автору создавать более яркие образы. Метафора «встретить грудью» вместе с восклицательным знаком передает отчаяние поэта.
Стихотворение написано трехстопным хореем, который сам по себе очень певучий и плавный. Но привлекает внимание еще и то, что строфы здесь – это пятистишия, вместо привычных читателю четверостиший. Это способствует еще более монотонному чтению стихотворения, что также соответствует унылому настроению автора.
Фет видел истинное счастье в гармонии с природой. Она главный его помощник в поэзии выразить свои эмоции. Наверное, поэтому поэт больше всего любил весну, с ее грязью и лужами. Ведь весной жизнь зарождается, тогда как осенью умирает. И поэтому поэту трудно смириться с законами мироздания, вот и умирает он каждую осень вместе с опадающей листвой и жухлой травой.