Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.) возвращает нас в тяжелое и страшное прошлое нашей страны. Читая и анализируя стихотворение, мы будто вместе с автором попадаем в другое измерение, и этот новый мир ужасает.
Осип Мандельштам родился в Варшаве, но родным городом на всю жизнь для поэта стал Петербург. Он очень тосковал по родине, когда учился за границей. Поэт очень любил возвращаться в любимый город, где бы он ни побывал, и сколько бы ни отсутствовал. Так вышло и в 1930 году, когда Мандельштам вернулся после длительного отсутствия. Он с радостью возвращался в родные места, но получил одно сплошное разочарование.
Мандельштам родился и начал свое творчество еще задолго до революции, в совершенно другой России. Он с радостью ждал предстоящих изменений, но они принесли столько крови, так изуродовали страну, что поэт просто не мог их принять. В 1930 году Мандельштам уже был состоявшимся поэтом, отчетливо помнящим, каким был мир Петербурга до революции, поэтому так болезненно он воспринял все изменения, произошедшие в нем. Окрыленный мечтами о встрече с родными местами, Мандельштам испытал горькое разочарование. Его любимый город, с прекрасными особняками и неторопливой жизнью, с неспешной походкой людей по набережной превратился в сплошной хаос из коммунальных квартир и непонятной публики вокруг себя. Но страшнее всего был даже не внешний облик города. Изменились и люди. Теперь уж не читался в их лицах интерес к искусству, культуре, к жизни. Ужас и подозрительность отражались в глазах пробегающих мимо прохожих. Но и это только вершина айсберга. Самым страшным ударом стало для поэта, не терпящего даже намека на ложь, то, как изменились его друзья-поэты. Кто-то подстроился под новый режим и научился лгать, приспособился угождать нынешней власти. А кто-то уже поплатился жизнью за свое несогласие с новой правдой.
Отправляя в печать стихотворение «Ленинград», Мандельштам прекрасно понимал, чем это может обернуться для него, так как его творчество было неугодно новой власти. Он предчувствовал скорую развязку, но в силу нетерпимости к тотальному режиму не мог запретить себе писать то, о чем чувствовал.
В стихотворении «Ленинград» поэт позволил себе излить душу, раскрывая тему встречи с родным городом после долгого расставания. Разочарование раскрывается в решении проблемы стихотворения. Автор затрагивает не только политические проблемы новой власти, революции и их влияния на страну, но и социальные, ведь и люди сильно изменились. Они стали подозрительными и озлобленными. Вмиг разрушились такие незыблемые, казалось, ценности, как любовь и дружба. Но прошлого уже не вернешь, поэтому и остается автору только наблюдать жизнь на его руинах. Идея стихотворения в призыве автора к людям помнить о своем прошлом.
Стихотворение печальное — элегия, написано как беседа лирического героя с родным городом, и только в конце его он обращается к самому себе. Каждое двустишье, из которых состоит стихотворение, — это новые образы, возникающие при встрече с Петербургом. Эти образы поэт рисует в лучших традициях модернистского течения — акмеизма, поэтому в произведении очень ярко воспроизведена действительность Петербурга, в один миг ставшего Ленинградом.
Стихотворение, кажется, нельзя поделить на смысловые части. Все оно подчиняется одной-единственной теме — изменившемуся Ленинграду.
Первые две строки — приветствие города. То, что он был сильно любим Мандельштамом, читается в каждом слове. Уже только одно местоимение «мой» делает родным и близким, как брат или отец, город. Метафоры «знакомый до слез», «до прожилок», «до детских припухших желез» еще больше сближают лирического героя с городом. Это степень любви, которую иногда сложно передать словами, и только слезы выдают истинные чувства человека.
Первое двустишье настраивает читателя на патриотическое чувство любви и долгожданной встречи. Но уже во втором резко меняется настроение, слезы радости сменяются горечью разочарования. Лирический герой обращается к себе:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей…
У автора возникают ассоциации с самым горьким и тошнотворным из лекарств — рыбьим жиром. Рыбьим жиром стал для него не только свет уличных фонарей, но весь внешний облик города. Он заставляет себя через силу глотать действительность, которой встретил его город – так же, как и горький рыбий жир.
Чувствуется, как тяжело автору осознавать причины таких резких и страшных изменений. Революция разрушила города и жизни. Это ее заводские трубы коптят зимнее небо над городом. Метафорой, не менее горькой, чем «рыбий жир … речных фонарей»,»зловещему дегтю» Называет поэт черное, мрачное небо. На этом небе тускло светит солнце, отраженное в метафоре «подмешан желток».
Страшное предчувствие терзает лирического героя:
Петербург! Я ещё не хочу умирать!
Дыхание смерти повсюду чувствуется в городе. И прежде всего — в насильственном разрыве с близкими людьми поэта.
Еще жива память о прошлом:
У тебя телефонов моих номера.
И невозможно, кажется, поверить в то, что это уже не его, не родное. Метафорами «телефонов моих номера», «мертвецов голоса» выражается последнее, что уже никогда не будет родным лирическому герою. В эпитете «мертвецов» можно увидеть двоякий смысл. С одной стороны, многие из его знакомых из-за тотальных расстрелов уже действительно стали мертвецами, потому и нет больше связи с ними у вернувшегося автора. Но мертвецами можно назвать и «гостей дорогих», которые приходят и вырывают с мясом звонок. Этого звонка в страхе ждал и сам Мандельштам, потому что понимал, что рано или поздно придут и за ним. Это только вопрос времени.
Целый ассоциативный ряд рисует метафорами поэт: «черная лестница», «в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок», «кандалами цепочек». Черная лестница — это не только ступени, ведущие к квартире Мандельштама, «черная» приобретает в стихотворении особый смысл и становится символом смерти. Очень красноречиво намекает нам на смерть и «вырванный с мясом звонок». Это и бесцеремонное отношение к имуществу, и безжалостные убийства, кровь, ставшие буднями в начале 20 столетия. Удар в висок тоже имеет двоякое значение. Звонок в дверь стал дурным знаком для людей. А зазвонив внезапно, после долгого ожидания, все равно становился неожиданным. С пулей в висок сравнивает его автор, проводя параллель с расстрелом, который следовал, как правило, после звонка в дверь и прихода «гостей дорогих».
Мы видим в стихотворении только настоящее любимого города Мандельштама, но обращает на себя внимание антитеза. Стихотворение называется «Ленинград». Так назывался теперь этот город, но лирический герой обращается к нему еще по-старому: «Петербург», и в этом противопоставление старого города, который остался лишь в воспоминаниях поэта, новому, потускневшему, городу. Дважды восклицает лирический герой «Петербург!», пытаясь понять, кем же он стал на самом деле? В этом обращении растерянность и тоска: вместе с названием у города отобрали прошлое, а будущее Ленинграда пока представляется в красно-черных красках. И пожалуй, это пугало лирического героя даже сильнее предстоящих «гостей дорогих».
Четырехстопный анапест с жестко звучащей парной рифмой в большей степени, чем все остальные средства художественной выразительности, создает особый мир мандельштамовского «города трех революций». Особенно обращает на себя внимание неточная рифма «умирать — номера». Если учесть любовь Мандельштама к сложной образности, становится понятно, что и эта неточность неслучайна. Слова «умирать» и «номера» специально выделены. Мне кажется, акцент с их помощью сделан на вырванные революцией с корнем связи между людьми. Создается ощущение полного одиночества, в котором не спасет уже никто от выстрела в висок.
Стихотворение «Ленинград» может нравиться или не нравиться. Но совершенно точно то, что к нему нельзя оставаться равнодушным. Его мало просто понимать, анализируя каждое слово. Его нужно прочувствовать. А это возможно только в том случае, когда сам почувствуешь, каково это — остаться без родины и прошлого.
Сегодня далекие и страшные события начала 20 столетия нам во многом не понятны. Нам сложно представить, каково это жить с постоянной оглядкой на каждое свое слово, на каждый жест, что за одну только непонравившуюся фамилию, нас могут расстрелять, сослать в Сибирь, заковать навсегда в кандалы. И мне кажется, историю стоит изучать не только по фактам, но и с помощью искусства, ведь где еще, как ни в литературе, живописи и музыке отражается эмоциональное состояние современников кровавого времени?