Анализ стихотворения «Листопад» (И. А. Бунин) откроет нам необычную картину осени. Стихотворение большое и даже немного похоже на рассказ, в котором живут три героя: автор, лес и осень.
Бунин написал стихотворение в 1900 году, когда ему было тридцать лет. Практически сразу же оно было опубликовано. И это понятно, ведь поэт очень необычно передает в одном стихотворении мудрую и простую тему осенней природы. Основная мысль его: мы должны любить и принимать природу в любое время года с благодарностью, ведь она всегда прекрасна, даже если это поздняя хмурая осень.
По смыслу стихотворение можно разделить на четыре части.
Первая часть посвящена описанию осеннего леса. Мы как будто вместе с автором входим в него, как в расписной терем. Он залит яркими красками осени. Это выражается, в первую очередь, эпитетами:
Лиловый, золотой, багряный…
В этой части очень много сравнений, с помощью которых автор создает удивительные образы разноцветного леса: «точно терем расписной», елочки «как вышки», «просветы неба, что оконца», «березы желтою резьбой», лес стоит «веселой, пестрою стеной». Настроение у поэта веселое, приподнятое, хочется любоваться красками, которые разбросала повсюду художница-осень.
Вторая часть – самая маленькая по объему, но зато очень образная. В ней автор представляет нам осень вдовой, потому что она такая же грустная и одинокая, ведь с каждым днем в лесах, на полях и в городах становится все пустыннее и тише. Птицы улетают, животные прячутся по своим норам, люди стараются меньше выходить на улицу, и даже лес высох от солнца за лето. И осень тихо и скромно «вступает в терем свой». Тихо, но все-таки вступает, а даже не входит в свой терем. Теперь ее время править природой. Настроение второй части немного грустное, ведь осень здесь тихая и одинокая, хотя и очень красивая.
Самая большая часть стихотворения – третья. В ней автор рисует нам чудные картины уже поздней осени. Все меньше красок остается на деревьях и на земле. Постепенно меркнет день, все чаще и дольше льет дождик. Солнышко светит реже. Но больше всего восхищает, как образно и художественно передает автор такое унылое время года! В этой части очень много эпитетов, передающих затишье перед долгими непогодами: «глубокий и немой покой», «туманная высота», «осенней чащи помертвелой». А метафора «мертвый сон» предвещает совсем скорую зиму. Тишина и покой в лесу. Только последние звуки птиц и листвы слышатся изредка. Природа готова к долгой зимней спячке.
В последней части осень прощается с лесом, уходя из терема. Ее время прошло, и совсем скоро здесь поселится зима. Осень как будто извиняется перед лесом за такой серый, неприглядный уход, поэтому она заботливо говорит с ним о том, что совсем скоро станет светлее и веселее, ведь выпадет снег и вернет природе потерявшуюся за дождями красоту. Эта красота будет непривычной для леса, но он быстро поймет ее и полюбит.
Стихотворение называется «Листопад», но в нем нет описания опадающей с деревьев листвы осенью. Зато перед нами разворачивается целый спектакль длиною в три осенних месяца. Я думаю, что осенью в природе все похоже на падающие листики. Сама осень – как дерево, прощается постепенно с улетающими птицами, уходящими в спячку животными, и растениями, которые отцветают. Она прощается даже с урожаем, который торопится поскорее убрать заботливый крестьянин. Название стихотворения само превращается в метафору, поэтому и произведение такое богатое на образы и средства художественной выразительности.
Так как настроение у стихотворения грустное, его можно отнести к жанру элегии, но это не просто рассуждения об осенней природе. Здесь много действующих лиц, а события сменяются одно за другим. Это делает стихотворение похожим на волшебную сказку, поэтому завораживает и увлекает читателя.