Проводя анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» (А.А. Блок), нельзя не вспомнить об истории любви поэта. Сложные отношения с женщиной стали причиной рождения целого сборника стихов, посвященных ей Блоком.
В 1898 году молодой А. Блок после долгого отсутствия приезжает в имение Шахматово, где он встречает и влюбляется без оглядки в Любовь Менделееву, знакомую поэту с детства. Молодой человек предпринимает все усилия, чтобы видеться с барышней как можно чаще, но долгое время не смеет признаться ей в своих чувствах. Опьяненный первой любовью, А. Блок не замечает холодности Менделеевой, и по неопытности списывает все на молодость девушки.
Свои чувства поэт изливает на бумагу и так рождается его дебютный сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит и «Мы встречались с тобой на закате…». Но и творчество писателя не смогло затронуть лирические струны души его возлюбленной. В ответ на прочтенные стихотворения, Блок получает горькую и обидную насмешку. Конечно, это стало откровением для пылкого влюбленного поэта и больно ранило его чувства. Он решил уехать из имения, чтобы никогда больше не встречаться с той, которой он посвящал стихи.
«Мы встречались с тобой на закате…» — это прощание поэта со своей любимой. Хотя его роман с Менделеевой и приведет потом к свадьбе, но в 1902 году, когда Блок писал свое стихотворение, он был уверен, что отношения уже не вернуть.
В данном произведении писатель раскрывает тему умирающей любви к женщине. Продолжая традиции символизма и двоемирия в своем творчестве, Блок, тем не менее, добавляет в него больше картин реального, земного мира, что делает стихотворение более предметным и понятны читателю.
В этом стихотворении мы не встречаем образов храма, свечей, более приземленные очертания принимает и облик Прекрасной Дамы, описания которой все так же нет, но уже появляется «белое платье» — предмет жизни земной, обычной. Да и встреча влюбленных происходит на лоне природы, что не лишает настроения стихотворения романтичности и чувственности, но пропадает мистическая составляющая идеи о Вечной Женственности, и женщина уже ближе к лирическому герою. Нет ни намека на присутствие облика Царицы небесной.
Композиция стихотворения довольно простая, оно состоит из двух частей, создающих противопоставление. Первая часть состоит из первых трех строф и уносит лирического героя в воспоминания о счастливых днях, проведенных вместе с возлюбленной. Последняя строфа составляет вторую часть стихотворения, которая описывает нынешнее душевное состояние лирического героя, сожаление об ушедшем счастье, прощание с любовью.
Трехстопный анапест с перекрестной рифмой придает стихотворению текучесть, плавность и музыкальность, как будто волны тихо бьются о берег.
Несмотря на отступление от традиционных символов, все-таки произведение написано в соответствии с принципами Блока: отсутствие ярких цветов, размытых туманным вечером, противопоставление мира реального миру мечте.
В первом же стихе мы встречаем непривычные образы и символы для раннего творчества Блока.
Свидание происходит уже не в храме, как в предыдущих стихотворениях, а на реке – месте более реалистичном и приземленном. Но, наверное, важнее даже не место, а время, которое писатель выбрал для встречи с любимой женщиной: «Мы встречались с тобой на закате…». Закат выбран автором не случайно: умирает день, умирают и отношения, чувства. Возможно, если бы Блок описал рассветную встречу, он бы оставлял шанс отношениям, но автор целенаправленно указывает на вечернее свидание, потому что прощается с любимой навсегда, как он думал в тот момент.
Меняется и образ Прекрасной Дамы, которая в этом стихотворении обретает более определенные очертания, облик становится более приземленным и даже несколько бытовым.
Сразу в первой строке читатель не видит привычного «Ты» с большой буквы. Этим поэт сразу же дает понять, что женщина для него больше не является недосягаемым божеством, а, возможно, в этом даже есть и нотки пренебрежения, разочарования: «с тобой», «твое».
Приближает нас поэт к Прекрасной Даме и появившимися вполне обыденными, жизненными деталями: «…веслом рассекала залив», появляется более конкретная деталь в образе женщины – белое платье, хоть и не дающая представление о ней, но все-таки это уже больше, чем абстрактные, размытые образы.
В первой строфе мы все так же встречаем белый цвет, символизирующий чистоту, непорочность образа женщины. Но девственная чистота уже спорит с реальной действительностью, нарушает привычное поклонение поэта Вечной Женственности:
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
На некоторое время лирический герой возвращается в мир земной и готов даже изменить утонченности мечты ради любви к белому платью.
Противоречив и более эмоционален символический ряд второй строфы: «безмолвные встречи», песчаная коса впереди и «вечерние свечи», которые загораются на том берегу – приближают лирического героя к любимому им образу Царицы, главному облику цикла о Прекрасной Даме. Но образ ее побледнел, потускнел. А образ лирического героя тоже переживает некоторое раздвоение: «Кто-то думал о бледной красе», — пишет поэт о себе в третьем лице, как бы возвышаясь над реальным миром, снова погружаясь в мир мечты, такой уютный и привычный для автора. Вторую строфу можно было бы считать противопоставлением первой с ее приземленными, сниженными очертаниями, если бы ни образы природы, песчаная коса, например, намекающие нам о том, что возврата к прошлому уже нет.
Метафоры «безмолвные встречи», «вечерние встречи», «бледной красе» — создают загадочную атмосферу тишины и неизвестности. Они помогают раскрыть тему произведения, усиливая мотив обреченности отношений на расставание. Между влюбленными не ведутся разговоры, возможно даже лирический герой боится заглянуть в глаза своей Прекрасной Даме, может быть, он боится увидеть в них подтверждение своих мыслей или разочарование в своей мечте. Поэтому тишину свидания ничего не может нарушить.
В третьей строфе уже читается мотив расставания, лирический герой подводит итоги последнего свидания, снова пытается воссоединить мир реальный с миром мечты, о чем говорит объединение двух полюсов. Так «лазурная тишь» — метафора, часто используемая символистами для характеристики мира мечты. В этом же четверостишии мы видим образ берега реки, рябь воды и камыши, хоть и создающие романтическую атмосферу, но все-таки делающими картину свидания более предметной. О расхождении двух миров поэта говорят и первые строки стиха:
Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мир мечты, где живет Царица небесная, недостижимая, непонятная обывателю, не приемлет «приближений, сближений, сгораний…», диктуемых страстью, ведь страсть – это уже нечто плотское, приземленное, которому нет места в идеальных отношениях. Все телесное и предметное разрушает идеальный мир, разрушает его границы.
Вечерним туманом все больше затягивает воспоминания лирического героя, снова и снова возвращая его в действительность, наполняя его сознание земными образами.
К концу свидания мотив расставания звучит все отчетливее. Тишина вечера перерастает в эмоциональную тишину, опустошая душу лирического героя, освобождая ее от тоски, любви, обид. Чувства постепенно гаснут, сначала померкнув и исчезнув после без следа. Так же постепенно догорает летними вечерами ясный день, погружаясь в легкий туман, исчезает без следа в абсолютной тишине. Хотя поэт и использует гиперболу в описании своих чувств: «Всё померкло, прошло, отошло…», — все-таки мы не видим бури эмоций в его сердце. Даже это уже слишком далеко от него. И если в начале стихотворения мы видим движение, то в конце, после абсолютной тишины, все будто замирает в последних минутах существования.
В последних строчках мы снова встречаем белый цвет в эпитете «белый стан», но он несет уже совершенно иную смысловую нагрузку, особенно в контексте с голосами панихиды. Здесь белый цвет – это символ смерти. Окончательно догорел вечер, умирает вместе с ним и чувство, светлое и чистое, как белый стан, который только и остался теперь в воспоминаниях лирического героя и в поминальной службе по нему. Последним всплеском в памяти блеснет золотое весло, но и оно скоро затянется туманной дымкой наступающей ночи.
В стихотворении сосуществуют два основных мотива: мотив встречи и мотив расставания. Но в нем встречаются не только влюбленные друг в друга люди, но и мир реальный с лазурным идеальным миром. Отталкиваясь от берега мира земного, поэт стремится приблизиться к мечте, пытаясь объединить противоположные реальность и идеал. Это своеобразная попытка писателя научиться жить с мечтой в настоящей, предметной жизни, желание любить реальную женщину в белом платье, рассмотреть ее не в свете церковных свечей, а увидеть ее в движении. Но идеал и действительность в представлении Блока – это разные полюса, которые невозможно соединить. Попытка это сделать окончательно разочаровывает поэта, унося его от действительности все дальше.
Отличный анализ, мне очень понравился. Спасибо!