Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной» (М.И. Цветаева)

Анализ стихотворения Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной», которое написала Марина Ивановна Цветаева, помогает узнать основную мысль произведения, а так же познакомиться с историей создания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение произведения станет намного проще, а так же значительно сократит время подготовки к уроку.

История создания

Анализируемое стихотворение Марина Ивановна написала 3 мая 1915 года. В момент написания стихотворения Цветаева находилась в браке с Сергеем Эфроном и воспитывала свою дочь Ариадну. Казалось бы, счастливую семейную жизнь ничего не могло омрачить. Но так произошло, что поэтесса встречается с неким незнакомцем из прошлой жизни, и она понимает, что её чувства к нему не остыли. Хотя головой она понимает, что данный союз ни к чему не приведет, сердце отказывается в это верить. Но кто же скрывается под маской этого незнакомца?

Этот вопрос мучил долгое время, пока лишь в 1980 году тайну открыла сестра поэтессы. Спустя продолжительный срок женщина вспоминает, что когда-то к ним домой пришел некий инженер по имени Маврикий Минц. Молодой человек сумел очаровать обеих сестер. Анастасия так же рассказала, что уступила молодого человека Марине, которой бы не составило труда очаровать мужчину. Но мужчина больше был расположен к старшей сестре, с которой и обвенчался в 1915 году. Но судьба для девушки была трагична – её избранник умирает в 1917 году, после чего Анастасия осталась вечной вдовой.

Жанр, размер

С самых первых строк стихотворения мы можем видеть настоящий крик души, который рассказывает о возможном счастье. Лишь спустя время приходит осознание того, что шанс попросту был упущен.

Что же касается направления, в котором творила поэтесса. То здесь ответ очевиден – ни в каком. Она не старалась соответствовать ни одному из существующих направлений, но и не стремилась создать новое, собственное. Она не старалась выделиться из толпы, нет. Цветаева просто любила быть самой собой!

Для написания стихотворения поэтесса использует пятистопный ямб, к которому часто прибегала в своем раннем творчестве. Хотя в это время Цветаева все чаще использовала популярный в то время дактиль, но произведение, пронизанное воспоминаниями, она пишет привычным для неё размером.

Рифмовку Цветаева использует перекрестную, рифму чередует мужскую с женской.

Композиция

Стихотворение делится на три строфы, каждая из которых состоит из шести строк.  Данное деление так же соответствует и композиции произведения. Композиционно оно так же делится на три части.

В первой части стихотворения лирическая героиня переживает отрицания своего несчастья, пытаясь найти какие-то плюсы, что любви так и не суждено было произойти.

Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами…

Во второй части стихотворения мы видим неоднозначные чувства лирической героини. Её чувства не прошли и не остыли, а, казалось бы, затянувшиеся раны, начали снова давать о себе знать. В ней начинает говорить ревность.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.  

Героиня старается воскресить образ любимого, который так старалась искоренить из своего сердца.

Что имя нежное мое, мой нежный,
не упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…

Третья, заключительная строфа, рассказывает читателю о том, что героиня смирилась со своей участью. Она старается успокоить себя тем, что не дала этому роману возможность развернуться, поскольку он принес бы ей только страдания.

Спасибо вам “…” за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами…

Она успокаивается и пытается снова жить привычной для неё жизнью.

Образы и символы

В образе лирической героини мы можем видеть сильную, волевую женщину, которая не привыкла быть слабой. Она не может смириться со своим поражением, которое старается спрятать за пафосом.

В самом начале стихотворения лирическая героиня слишком горда для того, чтобы принять свою страсть. Ведь она серьезная, замужняя женщина, но в то же время она соглашается со своей любовью.

В заключительной части стихотворения перед нами уже женщина, которая уже не скрывает своих чувств. Она благодарит своего любимого за то, что он не любил её, чем позволил ей стать сильнее, и не совершить множества ошибок.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения является тема любви. В какой бы ситуации не находилась Цветаева, для неё любовь всегда будет стоять на первом месте. Ведь для неё любовь подобна жизни.

Так же в стихотворении поднята тема счастья. Для Цветаевой любовь шла всегда вместе со страданием, благодаря которому она лишь совершенствовалась и становилась сильнее. Для неё любовь не является идеальной, она показывает так же её негативные стороны. Поэтесса считает, что каждому человеку приходится пройти через ряд жизненных испытаний, прежде он достигнет того самого счастья. Любое счастье имеет очень большую цену.

В стихотворении поднимается проблема безответной любви. Данная проблема освещалась большинством поэтов. Любовь может быть совершенно разной, но страдания одни и те же.

Второй проблемой произведения является проблема гордости. Ведь гордые люди страдают намного чаще других. Они стараются контролировать свои чувства, стараясь не давать им власти над самим собой.

Проблема отчаяния так же присутствует в анализируемом стихотворении. Когда счастье оказывается кратковременным, человек остается ни с чем. Единственное, что ему остается делать – это страдать. Благодаря такого рода страданиям и появилось огромное количество произведений. У человека появляется время для размышлений. Его чувства становятся настоящими, искренними. Такая же ситуация произошла и у лирической героини. Она начинает анализировать и вспоминать свои ещё не утихшие чувства. Но постепенно начинает понимать всю бессмысленность и бесполезность своей не вовремя нахлынувшей любви.

Средства художественной выразительности

Тропы, используемые Мариной Ивановной, как всегда наполняют стихотворение непревзойденной красотой и художественной выразительностью.

Здесь мы можем наблюдать хиазм, метафоры, сарказм, анафору. Их совокупность придает стихотворению мелодичности, яркости, контраста, что так свойственно лирике Цветаевой.

Основная мысль

В данном произведении поэтесса открывает одну из страниц своей жизни. Она рассказывает о своей любви, ради которой она готова была пойти на многое. Но у неё на пути стало банальное равнодушие со стороны возлюбленного. Он не любит её и не нуждается в ней.

Цветаева никого не винит в случившемся, более того, она прекрасно понимает, что через подобное проходит каждый. У каждого в жизни была несчастливая любовь, которая изначально подняла до небес, после чего ударила о землю. Но благодаря подобному жизненному испытанию мы набираемся опыта,  становимся сильнее, уже готовые открыть свое сердце для нового чувства, которое возможно принесет заветное счастье.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий