Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»
(М.И. Цветаева) открывает читателям поэтический мир совсем еще молодой начинающей поэтессы.
Стихотворение написано в 1913 году, когда Цветаева отдыхала с семьей в Коктебеле. Ей всего 21 год, но уже выпущены первые два сборника стихов. Но к сожалению, молодая звезда на поэтическом небосклоне не получила того признания, о котором она мечтала. В адрес своих стихов Цветаева получала много критики, но ее неунывающий характер, амбиции и талант помогали ей не опускать руки и продолжать творить дальше.
«Моим стихам, написанным так рано…» — своего рода напутствие самой себе, анализ своей работы и пророчество одновременно. В нем несколько странно и по-новому для читателя раскрывается тема предназначения поэта. В стихотворении чувствуются настроения Лермонтова, Пушкина, и в то же время стиль Цветаевой невозможно сравнить ни с чьим другим. Ее поэзия, как свежий ветер, нарушила устоявшееся понимание лирики. Но именно это и вызвало огромное количество критики в отношении ее стихов. Так, Брюсов принимал талант Цветаевой, однако считал ее стихи несовершенными и годными для чтения только в узком кругу родных и друзей.
Однако до сих пор о Цветаевой знает каждый школьник. А свою популярность поэтесса предсказала сама. Еще тогда, в 21 год, когда ей приходилось выпускать сборники за свой счет.
В анализируемом стихотворении необычно все. В нем всего одно предложение, но его композицию можно разделить на две части. Первая посвящена рассказу о том, как рождаются стихи, вторая – нежелание мириться с непризнанностью и твердая уверенность в том, что их черед настанет. Стихотворение так же стремительно, как вся поэзия Цветаевой. Кажется, что оно написано на одном дыхании, и это как раз и выражается в форме, строении стиха.
В стихотворении лирическим героем выступает как сам автор, так и его стихи. Цветаева называет их брызгами, искрами, «маленьким чертями». Они появляются из ниоткуда, внезапно, что, может быть, неожиданные для самого автора. «Так рано» — это удивляет лирического героя. А ведь сама Цветаева писала о том, что свои первые стихи она написала в семь лет. «Что и не знала я, что я – поэт» — это и удивление, и в то же время признание своего дара, данного автору свыше. Цветаева верит в предназначение как в то, что неподвластно ее воле.
Эту же мысль подтверждают и следующие строки стихотворения:
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет…
Цветаева говорит о своих стихах не просто как о воле божьей, а она сравнивает их с чертями, которые нарушили покой, называемый «сон и фимиам». Так Марина Ивановна тонко намекает читателю о том, что никогда уже не будет ей покоя. Цветаева помнит и опыт предшественников, встающих на путь борьбы за правду и против большинства. Но еще в этом читается еще несмелое пророчество. А ведь жизнь ее и правда оказалась нелегкой.
И тут же строки срываются на крик, на некоторую обиду из-за неприятия ее творчества.
Но есть в этих строках и два, казалось бы, несовместимых, и даже противоположных, понятия юности и смерти. И снова Цветаева как будто читает по ладони свою жизнь.
В последней строфе читатель увидит твердую уверенность автора в том, что «настанет свой черед» и для ее стихов. Есть в этой уверенности и некая мужская твердость слова и действия. Она выражается не только в смысле произведения, но и в его форме. Пятистопный ямб с перекрестной рифмой делает ритм стихотворения более жестким, поэтому его слова как будто срываются шумным потоком воды с обрыва, автор будто бы бросает их в лицо своим критикам.
Все стихотворение Цветаевой строится на метафорах, поэтому читатель с легкостью рисует в своем воображении удивительные образы. И это, несомненно, помогает понять то важное, о чем так громко твердит нам юная поэтесса. Именно метафоры «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам» создают неповторимый символический ряд, воздействуя особым образом на эмоции читателя. Сравнения наравне с метафорами помогают поэтессе передать свою мысль более точно и эмоционально: «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».
Несмотря на оптимистичный взгляд автора на будущее своих стихов, между его строк читается боль и отчаяние, страх остаться безвестной. Поэтому жанр стихотворения – элегия. Цветаева как будто жалуется своим читателям на нелегкую судьбу поэта, жаждет стать услышанной.
«Моим стихам, написанным так рано…» — это творческий старт совсем юной Цветаевой. Это, можно сказать, внутренний посыл самой себе на большое будущее. Поэтому, несмотря на куда более глубокие и сложные произведения, не стоит недооценивать данное стихотворение, потому что именно в нем сосредоточен весь эмоциональный накал начинающего свой творческий путь поэта. И зная сегодня, какое значение имеют произведения Цветаевой в русской литературе, нам гораздо проще оценить и понять анализируемое стихотворение.