Анализ стихотворения «Муза» (Н. А. Некрасов)

Анализ стихотворения «Муза» (Н. А. Некрасов) Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Муза», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, дает возможность узнать о тяжелых отношениях поэта с музой. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать об истории создания произведения, а так же уточнить некоторые особенности и нюансы.

История создания

Некрасов являлся ярым представителем гражданской лирики, поэтому не всегда находил общий язык со своей музой. Во многих произведениях автора мы видим её как измученную, иссеченную кнутами, она сопровождает всех тех несчастных бедняков и крестьян, воспевая их нелегкую жизнь и страшную судьбу.

С самого раннего детства Некрасов сопровождал отца-тирана, работа которого заключалась в выбивании долгов из крестьян. Мимо ребенка не прошли ни картины голода, ни нищеты, ни смерти… Творчество Некрасова очень далеко от так называемого «чистого искусства», поскольку автор всю жизнь творил для народа, которого и воспевал в своих произведениях. Из-за своего выбранного пути, автор неоднократно подвергался критике со стороны его современников. Они были богаты, обеспечены, поэтому их совершенно не интересовали проблемы обычных крестьян.

Так же автор во многих своих стихотворениях знакомит читателя со своей музой. Но она отличается от тех муз, к которым мы привыкли. Она не прекрасная, поющая нимфа. Нет. Муза Некрасова была печальна, что и не удивительно, поскольку была постоянной спутницей несчастного угнетенного народа.

Стихотворение «Муза» поэт написал в 1852 году. Здесь он раскрывает свои жизненные периоды. У него было очень тяжелое детство, непростые юношеские годы, и очень бедная жизнь. Все дело в том, что тираничный отец отказал сыну в содержании, поскольку его не устраивало то, что сын занялся литературным творчеством.

Жанр, размер

Данное стихотворение относится к гражданско-философской лирике. Автор задумывается над своим реальным предназначением в жизни. Он понимает, что главное для него – это помощь обычным, простым людям, поднимая в своем творчестве их непростую судьбу.

Направление стихотворения – реализм. Некрасов рассказывает о тех вещах, которые происходят рядом с ним, но большинство стараются не обращать на это внимания. Он поднимает проблему голода, нищеты, несправедливости. Он показывает насколько бесправный данный слой населения, за который даже некому заступиться. А ведь именно на их труде держится благополучие всей страны.

Размер, выбранный автором для написания стихотворения, ямб.

Композиция

Стихотворение «Муза» включает в себя три строфы. Но они не разделены, поскольку лишь вместе составляют единое целое. Каждая строфа продолжает мысль, которую автор затрагивает в предыдущей. Поэтому отделить их друг от друга просто невозможно. Это дает чувство непрерывности. Лирический герой ведет все на одном дыхании, боясь что-то упустить или не успеть рассказать.

Так же анализируемое стихотворение по смыслу делится на три части. В первой части лирический герой просит прощения у своей Музы. Здесь можно увидеть некую аллегорию всего творчества Некрасова.

Во второй части произведения автор старается подбодрить Музу, становясь с ней одним целым.

Третья, заключительная часть произведения, рассказывает читателю о Музе как таковой, описывая её. Он поднимает темы революционной демократии, которые совершенно не затронут иностранных граждан, но так близки русскому народу.

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела –

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила…

Образы и символы

В образе своей Музы Некрасов показывает обычную молодую девушку, крестьянку. Так же подобное определение автор использует в другом своем произведении «Вчерашний день, в часу шестом…». Данное стихотворение появилось в 1848 году. В нем автор впервые представляет читателю свою музу. В нем он рассказывает о том самодержавии, которое царило в России. Муза не является красивой, её истерзал режим, который прочно господствовал в России.

Образ именно этой музы встречается во всем творчестве Николая Алексеевича. В ней он заключил все те черты, которые были присущи России. Она так же страдает от режима, нищеты, изнуряющего труда, а так же унижения. Такая была муза у поэта, воспевающего жизнь обычных крестьян и рабочих.

Муза является вполне реальным персонажем, в котором заключается вся боль и страдания русского народа. Благодаря ей, поэт ещё с детских лет научился чувствовать всю ту боль и лишения, которые ощущали на себе крестьяне.

Темы, проблемы

Проблемы, которые автор поднимает в стихотворении «Муза», встречаются практически во всем его творчестве. Он поднимает важные социальные вопросы, вопросы политики. Его беспокоят проблемы трудной жизни крестьян, за права которых он пытается бороться. Так же автор озабочен тем, как долго еще будет продолжаться подобное?

Основной темой произведения является предназначение самого поэта. Он посвящает стихотворение «Муза» глобальной теме всего русского писательства – поэту и поэзии.

Он рассказывает читателю о том, что ему очень непросто общаться с музой, потому что она в корне отличается от всех. Она особенная. Муза не дает покоя поэту, мучая его.

Так же поднимается тема рабства и тирании, которые процветали в России. Народ привык слепо кориться, страдать. Они бояться поднять свою голову и бороться за свои права.

Средства художественной выразительности

В данном тексте встречается большое количество эпитетов, повторов, инверсий, которые создают динамику. Так же в тексте встречаются градации.

Совокупность всех этих троп придают стихотворению больше красок и более четко передают мысли поэта.

Основная мысль

Как говорилось ранее, поэт не относит себя к «чистому искусству». Более того, он вообще считает себя не настоящим поэтом. Как и в других стихотворениях, которые он посвятил своей музе, он старается оправдаться за то, что считает своим творчеством. Поэтому он объясняет причину возникновения подобных текстов, знакомя читателя с его виновницей – Музой.

Она не является ласковой и любимой. Она перенасытилась тем, с чем поэту пришлось столкнуться ещё в детстве – нищета, голод, изнурительная работа и полное бесправие.

С ранних лет поэту пришлось окунуться во весь этот ужасный, бесправный мир. Благодаря своей Музе он познал ненависть, которую начал испытывать ко всему режиму. В этом и заключается основной смысл произведения.

Через свою Музу поэт передает мнение всего русского народа. Он не может понять, почему крестьяне вынуждены исполнять все требования чиновников, боясь им что-то возразить. До седых волос автор так и не смог разгадать эту тайну.

Когда же крепостное право отменили, автор усомнился в счастье народа. Ведь люди не всегда понимаю, чего хотят и что для них будет лучше. Автор показывает то, что русский народ умеет не только страдать, но и прощать своих обидчиков. В этом автор и видит всю красоту и величие русского народа.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий