Анализ стихотворения «Мужество» (А.А. Ахматова)

Анализ стихотворения «Мужество» (А.А. Ахматова) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Мужество», которое написала Анна Андреевна Ахматова, дает возможность узнать историю создания произведения, а так же ознакомиться с его особенностями. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вам будет легче подготовиться к уроку.

История создания

Стихотворение «Мужество» поэтесса написала в 1942 году. Это было непростое время в жизни Ахматовой. Её поэтическая зрелость проходила в Ташкентском госпитале, где она читала свои стихотворения. Атмосфера была здесь не самая лучшая – больничные койки, окровавленные простыни. Так получилось, что именно в это место поэтесса была эвакуирована из Москвы. Она с тревогой дожидалась фронтовых новостей. В это же время она безумно скучала по своей Родине, любила её и страдала вместе с ней.

Свой сборник произведений под названием «Ветер войны» она начала писать ещё в 1941 году. Стихотворение «Мужество» вошло в него и с почетом заняло культовое место. Данное стихотворение вселяло силу и веру в русского солдата, который шел в бой за своих родных, близких, свой дом, а так же он отстаивал «великое русское слово», которое так высоко превознесла Анна Андреевна в своем произведении.

Она понимала все тяжести судьбы и испытания, которые выпали на судьбу её поколения. Вся тяжести, горести поэтесса переживала с высоко поднятой головой, не опускаясь до меланхолии.  Помимо военных и революционных действий, современникам Анны Ахматовой пришлось пережить и личные изменения. Все мечты и цели в один миг изменились. Идеи обретали другие краски, становились бескорыстными и честными.

Жанр, размер

Данное стихотворение относится к гражданской лирике, поскольку в нем присутствует общая сплоченность людей перед лицом врага. Именно эта идея проходит через все стихотворение «Мужество».

Каждая из строк стихотворения звучит как своеобразный лозунг, которые вполне могли звучать на площадях или окопах.

Само стихотворение написано таким образом, что совокупность темпа и звукоряда создают ощущение чеканной декламации.  Данная особенность свойственна военным лицам, которые выступают перед военной публикой. В нем присутствует строгость и выправка, но параллельно с ними есть и чувственность. Написала его поэтесса в духе акмеизма, в котором отсутствуют сложные символы и сакральные мотивы.

Но, несмотря на все это, это очень сильное произведение, которое не потеряло своей актуальности и по сей день.

Для написания «Мужества» Анна Андреевна выбрала четырехстопный амфибрахий. Рифмовку она использует перекрестную, а рифму чередует мужскую с женской.

Композиция

Композиционно анализируемое стихотворение делится на три части.

В первой части стихотворения Анна Ахматова обращается к своим современникам. В нем нет какого-либо побуждения, оно является больше риторическим. Поэтесса уверена, что русский человек и так прекрасно знает свои действия, когда на пороге находится враг.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Она заставляет читателя вспомнить о том, что ему действительно дорого, и что ему необходимо защитить.

Во второй части стихотворения Анна Ахматова напоминает ещё об одной огромной ценности для народа – это его родной русский язык. Во второй части так же присутствует риторическое обращение, только направлено оно уже к символу русской речи.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

В заключительной части произведения поэтесса обещает сохранить великий русский язык.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Именно это заключительное слово «Навеки» подчеркивает то, что данная борьба является долгом каждого поколения, которое обязано защитить и уберечь свой клад – русскую речь.

Темы

В стихотворении можно выделить три основные темы, которые сильно тревожат автора. Первая тема – это тема мужества. Анна Андреевна показывает то, с какой самоотверженностью должен каждый русский человек бороться за свое счастье и свободу.

Второй темой стихотворения является патриотизм. Это и не удивительно, поскольку Ахматова писала в тяжелый период военных действий, когда все вокруг было буквально пропитано патриотизмом. Она искренне верит в неисчерпаемый патриотичный дух русского народа, благодаря которому он сможет с достоинством пронести свое тяжкое бремя.

Третьей темой произведения является русская культура. Для поэтессы это главная ценность, ради которой стоит идти в бой.

Проблемы

Проблемы, поднятые поэтессой в стихотворении «Мужество», близки каждому русскому человеку. Ахматова видит проблему в долге. Поскольку людям пришлось столкнуться с очень большими испытаниями, горем. Поэтесса интересуется, хватит ли у людей того самого «русского духа», чтобы продолжить свою великую борьбу.

Так же существует проблема ценностей. Ахматова понимает, что люди идут воевать в первую очередь за свой родной дом, своих родных и свое счастье. Поэтому она старается мотивировать как военных, так и читателей.

Средства художественной выразительности

Благодаря использованию различных троп, поэтессе удается выразить основную мысль произведения.

Использование метафор как нельзя лучше передают мысли Ахматовой. Таким образом, она пытается направить людей на правильный путь. Она напоминает о тех вещах, которые живут в каждом из нас, тем самым цепляя за живое.

Эпитеты так же играют большую роль с стихотворении. С их помощью Анна Андреевна добавляет особых красок, и эмоций.

Риторические обращения направлены на лучшее понимание смысла. С их помощью она напоминает народу о главных ценностях, справедливости и чувстве долга.

Так же в тексте встречается градация.

Совокупность всех этих средств художественной выразительности доносят до читателя главные мысли Анны Андреевны, делают стихотворение более ярким, насыщенным и эмоциональным.

Основная мысль произведения

Независимо от того, что Ахматова имеет отношение к «потерянному поколению», анализируемое стихотворение «Мужество» не несет в себе флегматические ноты. В нем напрочь отсутствует смирение и суровым роком судьбы и жизненными испытаниями.

Ахматова не собирается опускать свои руки. Основной смысл стихотворения поэтесса заключила в том, что она предстает перед читателем в образе Родины-Матери, которая поднимает на подвиги своих сыновей. В тот момент, когда их веру и волю пытаются подавить, она вдыхает веру в себя и светлое будущее страны.

Ахматова уверена в том, что необходимо отбросить отчаяние и скептицизм. Человеком в такой тяжелой ситуации должно управлять мужество, благодаря которому он пойдет вперед к достижению заветной цели. Вера в себя и свои силы  — это самое важное во все времена.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий