«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения», — такой комментарий дал поэт своему произведению, но анализ стихотворения «На железной дороге» (А. А. Блок) покажет, что оно отражает русскую действительность начала 20 века.
Читая стихотворение «На железной дороге», открываешь перед собой страшную картину с молодой мертвой женщиной, лежащей с открытыми глазами «Под насыпью, во рву некошенном…». Первое прочтение у человека, должно быть, вызывает шок, особенно если обратить на него внимание после «Стихов о Прекрасной Даме», где каждый образ и символ окутаны дымкой волнующей тайны любви. «На железной дороге» написано в более зрелом возрасте поэта, в 1910 году. В то время Блок увлекался чтением романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение». И конечно, нельзя не отметить схожесть сюжетов и судеб с толстовскими женщинами. Но это только на первый взгляд так. 1910 год – переломный момент в истории России, мимо которого не мог пройти Блок и посвятил своей стране целый цикл стихотворений «Родина», куда и вошло «На железной дороге». Поэтому-то и становится понятно, что смысл его не ограничен несчастной судьбой одной женщины. Блок смотрел шире. И конечно, стихотворение наполнено символикой, которую так любил поэт.
В стихотворении тесно переплетаются несколько тем. Первая и самая поверхностная – это тема смертельной любви женщины, судьбы, загубленной любовью. Но в этой личной трагедии раскрывается трагедия всех русских женщин. И в этом Блок продолжает тему Некрасова, только уже в совершенно иное время, когда, казалось бы, женщинам была дана свобода, им как будто бы даже дали больше прав. Но на самом деле в их жизни мало что изменилось. Да еще не каждая смогла научиться жить по-новому. Вот и вылилось это во всеобщую боль. А женщины все так же продолжали любить и страдать, и иногда эти страдания просто невыносимо было пережить. И самая главная и большая тема – это тема современного русского общества и судьбы России. Одиночество в толпе и равнодушие толпы к жизни и судьбе одного человека – вот главная характеристика людей начала 20 века.
Проблема стихотворения также многогранна. Она — о судьбе русского народа и страны. В судьбе этой несчастной, задавленной «Любовью, грязью иль колесами» Блок видит судьбу и всей России, такой же затоптанной и униженной своим народом. Он также безразличен к родине, как и к этой женщине. В стихотворении читается немой вопрос: а что же дальше? Куда несется Россия в своем разноцветном поезде? Что станет с ней после этих раздоров и гражданских войн? Может быть, останется она лежать в траве, и ни один из ее сынов не подойдет, чтобы прикрыть ей глаза…
Поэтому и идея произведения – призвать народ к переосмыслению отношения к своей умирающей стране.
Композиция тоже подчиняется главной мысли. Стихотворение начинается со строк о лежащей в траве мертвой женщине и завершает его четверостишием о ней же. А между ними – история короткой жизни. Таким образом поэт вовлекает читателя в сюжет произведения, не оставляя его равнодушным к проблеме.
Кольцевой композицией замыкается жизненный круг. Но удивительно то, что в последней строфе поэт пишет об умершей, как о живой, и просит не бередить ее душевные раны вопросами. И это звучит как надежда на то, что еще сможет Россия возродиться, что умирает тело, а душа вечна, и она будет жить, только сейчас это почти невозможно.
Разберем стихотворение подробнее.
Самое жуткое – первое четверостишие. На виду у всех лежит мертвая «красивая и молодая» женщина. «Как живая», — пишет о ней поэт. Наверное, глаза ее остались открытыми, что и создает такое впечатление. И это еще более ужасно, чем если бы она была представлена читателю в гробу в посмертном убранстве. За этой маленькой деталью скрывается огромное одиночество человека, который лежит ненужный никому и на виду у всех.
Следующие две строфы с кинематографичной точностью поясняют нам, как женщина оказалась здесь. Когда-то ходила она к вокзалу «походкой чинною» и ждала с волнением кого-то. Но всякий раз не дожидалась. Многоточием в третьей строфе Блок обрывает хрупкую надежду героини на то, что она сможет дождаться, вероятно, любимого человека. Многоточием обозначено и бесконечное повторение одного и того же. Наверное, каждый день в течение длительного времени лелеяла она в себе надежду и каждый раз как будто умирала, когда поезд равнодушно проходил мимо.
Дальше мы видим образ поезда с разноцветными вагонами. Люди в них едут разные, но всех их объединяет безразличие к картине за окном поезда. Одни молчат, другие поют и плачут, но, хоть и выражают эмоции, все-таки беспокоятся о своих проблемах. Каждый сам за себя.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…
«Ровным взглядом»… Как много трагедии в этом просто словосочетанием, произнесенным без надрыва и громкого страдания. Но именно оно отображает ужас происходящего. Для сонных людей и женщина, и платформа, и жандармы, и кусты – все одинаково, и ко всему они безразличны. Как будто это не женщина – они умерли. Душа закостенела.
Только однажды мелькнула надежда для героини улыбкой гусара из окна, но это был миг, который скрылся за бесконечностью пустых глаз. Анафора в этой строфе только подчеркивает мимолетность надежды:
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул — и поезд в даль умчало.
Пустая надежда не вспыхнула радостью в сердце, не придала сил, а только сделала более невыносимой железную, дорожную тоску, напомнила о безысходности и о пролетевшей мимо, как и поезд, юности. И теперь свистит эта тоска там, откуда вынуто горем сердце. В нем теперь так же пустынно, как и в «глазах вагонов».
Наверное, тоска героини была настолько сильной, что дальше жить она уже не могла, поэтому и бросилась под поезд.
Не подходите к ней с вопросами,
Вам всё равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — всё больно.
Но даже теперь, когда ее не стало, и никто так и не узнает, чем раздавлена, загублена жизнь, лирический герой призывает не терзать ее душу. Даже сейчас нужно проявить уважение к человеку. И к России.
Как и все произведения Блока, «На железной дороге» богато символами и образами. Так, многострадальная Россия воплощена в образе молодой погибшей женщины, которая совсем недавно была полна надежд и с трепетом в сердце вновь и вновь шла на перрон, чтобы увидеть кого-то.
Очень символичны и образы поезда и железной дороги. Дорога – это путь, по которому идет Россия, а в поезде – ее народ. Очень красноречиво о социальном неравенстве говорят цвета вагонов и поведение людей в них тоже определяется цветом.
Само название стихотворения символично и имеет глубокий смысл, несмотря на кажущуюся эпичность. На железной дороге происходит страшное, так же и на пути у России творятся страшные события, а тем временем народ продолжает свой путь.
Тоска и печаль передаются читателю и с помощью других средств художественной выразительности. Стихотворение изобилует эпитетами: «цветной платок», «походка чинная», «нежней румянец, круче локон», «кусты блеклые», «рука небрежная» — все это создает приятный образ женщины, красивой, даже после смерти. И совсем иначе характеризуется поезд с его пассажирами: «ровным взглядом», «жадных взоров». Есть в этом антитеза: страдание и равнодушие. Противопоставлены и вагоны: молчаливые «желтые и синие» первого и второго класса – поющим и плачущим зеленым третьего.
Метафоры «ров некошенный», «три ярких глаза набегающих», «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто» и метонимия «молчали желтые и синие» создают яркие и выразительные образы блоковской картины действительности.
Звукопись «Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели…» не только участвует в создании реалистичной вокзальной обстановки, но и является вишенкой на торте в создании атмосферы безразличия и растрепанности России.
Много в стихотворении восклицательных предложений и предложений, оборванных многоточием. Они придают произведению эмоциональность и душевный надрыв лирического героя, который не может спокойно видеть, как умирает его родина.
Кто виноват в том, что стало с Россией? Не сам ли народ, так сильно желающий перемен в своей жизни и так неправильно понявший, каким образом нужно менять страну? А теперь он мчится в разноцветном поезде, смотрит безучастным, «пустынным» взглядом на то, что сотворил со своей страной и, наверное, когда-нибудь осознает, что погибла Россия от его же рук. И если города, дома, культуру можно восстановить и перестроить быстро, то латать души человеческие, прежде, чем они захотят сойти с поезда и осмотреться, придется еще очень долго.