Анализ стихотворения «На железной дороге» (А.А. Блок)

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А.А. Блок) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «На железной дороге», которое написал Александр Александрович Блок, дает возможность узнать историю создания произведения, а так же ознакомиться с его особенностями. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому подготовка к урок станет намного проще.

История создания

Стихотворения «На железной дороге» Александр Блок написал в 1910 году. В этот период поэт очень интересовался творчеством Л.Н. Толстого. Во время написания данного произведения Александр Александрович как раз читал роман «Воскресенье», который принадлежал перу Льва Николаевича. Видимо поэтому данные произведения имеют много общего. У них одно настроение, цвет и тон.

Сам Блок добавлял, что в стихотворении так же присутствуют сюжетные элементы из «Анны Карениной», а если быть точным – её гибель. Главная героиня закончила свое земное существование под поездом.

Но многие утверждают, что здесь больше отражается то, что Блок когда-то сам стал очевидцем подобного.

Жанр, размер

Жанр стихотворения «На железной дороге» — элегия, которая включает в себя элементы сюжетной лирики. В данном стихотворении присутствует сюжет. Автор выражает свои эмоции, передавая их в развитии сюжетной линии.

Большая часть творчества Александра Блока относится к символизму, модернистскому течению, основой которого выступает образ-символ.

Для написания стихотворения «На железной дороге» автор использует пятистопный ямб. Рифмовку автор использует перекрестную.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

В первой части стихотворения автор знакомит читателя с красивой и молодой женщиной, а так же описывает её жизнь. Он рассказывает некую историю перед началом трагедии. Женщина тщетно старается найти что-то, что смогло бы изменить её жизнь.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Вторая часть стихотворения начинается с размышления. Поэт рассказывает о том, что данная молодая женщина не является исключением. В памяти поездов осталось большое количество подобных взглядов. В заключительной части стихотворения присутствуют минорные ноты – её судьба предрешена.

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Состоит стихотворение из девяти катренов.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении используется несколько образов.

Первый образ – это образ женщины. В образе этой молодой девушки автор показывает судьбу всей России. Девушку он рисует крестьянского рода, о чем говорит её одежда. Именно эту часть общества он и воплотил в образе женщины. Последняя фраза «Она раздавлена – все больно» лучше всего передает состояние государства в тот период времени. Вся тягости, с которыми пришлось столкнуться людям в то время, автор воплощает в судьбе бедной женщины. Данный образ выступает центральным в стихотворении «На железной дороге».

Дополнением этого образа является символ жандарма, в лице которого поэт передает тот жестокий контроль, который существовал в государстве. В символе дороги и ожидания на перроне, автор показывает те тщетные поиски выхода из сложившейся ситуации.

Так же присутствует образ поезда и дороги. С их помощью Блок показывает прошедшую юность, несбыточные надежды, а так же людей, которым совершенно безразлична судьба России.

Есть тут и образ лирического героя. Он и рассказывает читателю всю эту трагическую историю. Это человек, которому не безразлична судьба женщины. Он её понимает и сочувствует ей. Свое сочувствие он выражает в строчке «Не подходите к ней с вопросами…». Здесь хорошо видно то, что автор чувствует боль героини, поэтому не хочет, чтоб её кто-то трогал.

Темы, проблемы

В данном произведении весьма интересная и многообразная тематика.

Основной темой стихотворения является непростая судьба обычной русской девушки, которая оказалась в безвыходном положении. Она отображает весь тот народ, который надеется на светлое будущее, но не может найти выход из сложившейся ситуации.

Присутствует так же тема любви. Она выражается в желании героини найти немного внимания к собственной персоне. Но все её попытки и надежды не имеют счастливого конца.

Тема надежды и юности отображают то желание человека отыскать свой правильный путь и, наконец-то, найти и реализовать собственное «я». Но все попытки разбиваются о жестокость окружающего мира, оставляя в душе лишь холод и пустоту.

Присутствует и тема дороги, что так характерно для русской лирики. Многие поэты использовали данный символ как отображение начала пути. Но в данном стихотворении героиня обретает там свой конец.

Относительно проблем стихотворения, то здесь есть проблема безразличия. Автор показывает то, насколько безразличными и равнодушными могут быть люди. Для поэта удивительно то, что его соотечественники столь безразлично относятся к судьбе государства. Он показывает людей в роли проезжающих мимо вагонов, чей взгляд абсолютно пуст. Через чувства главной героини он старается передать свои собственные чувства и переживания.

Присутствует и социальная проблема в стихотворении. В образе крестьянки он показал весь простой русский народ, который жаждет перемен. Но крестьянке приходится столкнуться с собственными сомнениями, неуверенностью и отсутствием какой-либо поддержки. Он даже вагоны разделяет на три класса, как это и происходило в обществе. Первые два вагона, которые можно сравнить с людьми высшего ранга, проезжали молча. И лишь из зеленого вагона, который ассоциируется с низшим классом, раздавались слезы и песни. Именно пассажиры зеленого вагона так сильно напоминают и саму крестьянку, стоящую на перроне.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «На железной дороге» используется большое количество разнообразных троп.

Здесь есть эпитеты, которые придают яркости стихотворению, сравнения, олицетворения, перифраз и эллипсис. Совокупность всех этих средств художественной выразительности невероятно ярко и живо передают настроение самого поэта, а так же выделяют основной смысл произведения.

Основная мысль произведения

Основной мыслью произведения можно назвать постоянный поиск человека, который сталкивается с равнодушием. Помимо этого, человеку приходится столкнуться с рядом обстоятельств, изменить которые он не в силах.

Не зря автор выбирает именно русскую девушку. Все дело в том, что они больше всех сталкивались с насилием и несправедливостью. И никакие реформы не могли изменить данного положения. Подобное освобождение женщины от существующего строя поднималось неоднократно многими авторами в своих произведениях.

Блок относится к своей героине с сожалением. Он сочувствует ей, понимает и разделяет её горе. Более того, поэт даже оправдывает её поступок.

Главной целью поэта было заставить читателя задуматься о том, что губительнее всего – это банальное равнодушие. Людям необходимо стать участливыми и неравнодушными друг к другу, уметь выслушать и поддержать в трудную минуту. Самое страшное – это пройти мимо, когда кто-то так сильно нуждается в твоей помощи и поддержке.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий