Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий)

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий) Анализ стихотворений

Проведем анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий), чтобы поучиться у автора трудолюбию.

Заболоцкий написал стихотворение в 1958 году, а через несколько месяцев поэта не стало. Кажется, что он предчувствовал свой скорый уход, раз написал такое эмоциональное и проникновенное стихотворение. Его вполне можно считать творческим завещанием автора потомкам.

Сам поэт много трудился на литературном поприще. Не все знают, что Заболоцкий не только писал прекрасные стихи, но и занимался переводами с иностранных языков. Вот и тем, кто остается жить, он дает наставление не забывать, что только труд обогащает человека материально и нравственно.

Тема стихотворения – отношения человека с его душой. Автор призывает читателей к труду, но к труду не физическому, а к душевному. Мы должны работать над собой, чтобы становиться лучше и духовно богаче. В жанре послания Заболоцкий подает читателям идею о необходимости постоянно заставлять себя работать. С любовью и по-доброму автор поучает молодое поколение, передает ему то, что важнее всего для него самого – желание трудиться.

Композиция стихотворения простая, ведь оно не делится на части и от первого слова до последнего подчинено одной теме. Произведение очень легко понять благодаря простому слогу без нагромождения средств художественной выразительности. Этому способствует четырехстопный ямб и перекрестная рифма, придающие стихотворению ритмичность.

         В стихотворении Заболоцкого можно отметить двух лирических героев – автора и душу.

         Уже с первых строк эмоционально восклицает поэт, обращаясь к читателю на «ты». Таким образом он становится ближе к каждому из нас. Глаголами в повелительном наклонении Заболоцкий категорично утверждает единственную истину о том, что недопустимо позволять лениться душе.

         Автор не оставляет душе повода и времени для отдыха. Об этом читается в последней строке первого четверостишия:

И день и ночь, и день и ночь!

         Следующие строфы развивают мысль, озвученную в первой. Он безжалостен к душе. Ее нужно гнать «от дома к дому», тащить «с этапа на этап», держать в черном теле.

         Заболоцкий называет душу лентяйкой, говоря этим словом о том, что все в наших руках. Только сам человек, хозяин своей души, способен управлять ей. А потому не стоит снимать с нее узду.

         Интересно, что у Заболоцкого не прослеживается мысль о единстве души и тела, как о причине счастья. Здесь душа – это некая субстанция, способная начать управлять человеком, если тот решит дать ей поблажку:

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

         Получается, что взаимоотношения лирического героя с душой – это своеобразный поединок. Победитель в нем должен быть только человек.

         Душа предстает здесь изначально дикой, необузданной, и в который раз звучит мысль о необходимости приучать ее через силу к труду. Только так она сможет начать сосуществовать с нами «по-человечьи». По-человечьи – значит, правильно, по-доброму, по совести:

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

         Последняя строфа лучше всего выражает идею автора. В ней он называет душу противоположными понятиями:

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь…

         Я думаю, автор сделал это для того, чтобы показать значение души для человека. Рабыня, работница – она подчиняется разуму лирического героя, и ее нужно заставлять работать так же, как подневольных рабов. Без отдыха, за малое вознаграждение. Царица, потому что ее нужно слушать, когда она подсказывает нам, как поступить. Но еще душа – это ребенок человека, плод его воспитания. Она дочь, потому что мы сами взращиваем нашу душу, она же результат нашей работы и зависит от нас. Потому автор завершает стихотворение повторением первой строки, делая композицию кольцевой и окончательно убеждая читателя в своей мысли.

         Чтобы более эмоционально и образно донести идею стихотворения до читателей, Заболоцкий использует метафоры «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле». Есть в стихотворении и эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Восклицательные знаки не только ярче и громче передают настроение автора, но и расставляют акценты в произведении.

         Я думаю, что это лирическое наставление.Заболоцкий передал его всем, кого он знал и уже не успеет узнать. Можно спорить с писателем о справедливости идеи, но в чем он действительно прав, так это в необходимости работать над собой всю жизнь, только так можно научиться жить по человечьим законам.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.17 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий