Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. А. Блок)

Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. А. Блок) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. А. Блок), одного из самых известных произведений поэта, откроет новую страничку его творчества читателям. И это неслучайно, ведь оно было написано в очень сложный для поэта период жизни. В 1906 году начался роман у любимой жены Блока Любови Менделеевой с лучшим другом поэта – Андреем Белым. В это же время начали расходиться взгляды поэта с его друзьями-символистами. Все эти обстоятельства сильно подействовали на Блока, и он все глубже уходил в депрессию. Современники говорили, что в то время поэт много пил. В своих одиноких прогулках по пригороду Петербурга Блок открыл для себя Озерки и небольшой ресторанчик, в котором проводил свои тоскливые вечера, заливал горе. Именно здесь и родилось стихотворение «Незнакомка», которое вошло в сборник стихов «Город», а позже было напечатано в сборнике «Нечаянная радость». А свидетелем появления этого произведения стал, как ни странно, Андрей Белый, который застал друга за работой.

         Снова раскрывается излюбленная тема Блока невозможности соединить мечту и реальность. Тема для поэта не новая. Каждый раз, когда Блок сталкивались два противоположных мира, появлялось разочарование в мире реальном, все больше писатель убеждался в идеальности и чистоте мира символов и Прекрасной Дамы.

         Композиционно стихотворение делится на три части. первые шесть строф – описание серой и мрачной обыденности, в которой топил свое горе лирический герой. Блок очень реалистично представляет нам то, что видит изо дня в день вокруг себя.

Так, первая строфа сразу дает понять читателю представление об атмосфере ресторанчика. Воздух, раскаленный от жары, становится горячим, кругом слышны пьяные окрики. Интересна последняя строка четверостишья:

Весенний и тлетворный дух.

Разговоры подвыпивших людей находятся под влиянием одновременно весеннего чистого воздуха и тлетворного, разрушающего духа. Это можно считать антитезой, ведь для символистов весна – это возрождение света, начало жизни. И вот она приносит с собой тлетворный дух, который разрушает душу. Возможно, в этом разочарование Блока в поэзии – единственном способе не замечать настоящую жизнь.  Но может быть, в этой строке соседствуют и разрушение, и рождение, идущие всегда рука об руку.

С каждой строфой все больше нагнетается атмосфера скуки и серости, неприглядности жизни вечернего пригорода. Так пишет об этом Блок во второй строфе: «над скукой загородных дач». Несколько раз повторяется в первой части словосочетание «И каждый вечер». В этих словах звучит однообразность и неприглядность жизни лирического героя, несмотря на то, что образы стихотворения достаточно разнообразны. Но именно появление их каждый день делает жизнь предсказуемой и невыносимой. Такой видится реальность Блоку.

Практически в каждом слове первой части стихотворения звучит скука и обыденность: «Испытанные остряки…», наверняка заучившие несколько проверенных шуток, которые выручают их каждый вечер на прогулках с дамами; даже «в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск». Тоскливо и беспросветно звучат слова «ко всему приученный». И снова в этом отсутствует надежда на перемены. Но самое главное то, что луна в небе всегда была символом возвышенных чувств, свидетелем романтических свиданий лирического героя с Прекрасной Дамой. Но в этом произведении диск луны поддается всеобщему настроению. Он не просто бессмысленно светит на небе, но еще и кривится, усиливая драматизм ситуации.

 Печальную картину дополняют неприятные звуки. Читая стихотворение, мы как будто слышим, как «раздается детский плач», «скрипят уключины», «раздается женский визг», крики пьяниц «In vino Veritas!». Крики, визг, плач, скрип – вот звуки, заполняющие вечерний воздух. Они наводят не просто тоску, кажется, что их невозможно слушать каждый день и не сойти с ума. Но мы знаем, что поэт в это т период жизни очень много пил, чтобы скрасить свое существование, такое же бессмысленное, как диск на небе, как звуки вокруг. Возможно, среди этого шума и безразличия лирический герой не чувствует себя таким одиноким, а именно это чувство гложет писателя, и об этом он говорит в 5 строфе:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

         Одно и то же отражение видит по вечерам лирический герой в своем стакане. Он называет отражение своим единственным другом. И в этом слышится разочарование в своем лучшем друге Андрее Белом, во всех символистах, в своей супруге. Но все обиды и вся боль стихает, смиряется «терпкой и таинственной» влагой. Поэт как будто оглушен под действием вина, и, возможно, поэтому все вокруг не кажется ему таким унылым.

         Тяжелое, гнетущее поэта чувство отмечено уже искажением символа самого вечера, который до этого всегда нес в себе романтику свидания и трепетные чувства. Здесь же именно вечера собрали в себя весь негатив реальной жизни.

         Но во второй части лирический герой как будто просыпается, когда видит образ прекрасной незнакомки, которая «каждый вечер, в час назначенный…» появляется и садится у окна. Даже темп стихотворения меняется на более плавный, певучий. Образ незнакомки занимает следующие четыре строфы. Лирический герой как будто не видит, не слышит, и не чувствует ничего вокруг, кроме девичьего стана, охваченного шелками, дышашей духами и туманами незнакомки. С ее появлением в поэте вновь просыпается муза, хотя он и не уверен, настоящая она или только снится ему.

         Герой вечернего ресторана окован «странной близостью» с незнакомкой, благодаря которой он снова видит «берег очарованный» и «очарованную даль». Это очарование напоминает ему о мире мечты, в котором он может жить и творить дальше. Траурные перья – это намек на то, как легко можно похоронить свой талант, свое призвание. Незнакомка несет с собой его любимый символ тумана, берег и мечту.

         Вторая часть стихотворения противопоставлена первой. Преувеличенно грубые эпитеты первой части характеризуют действительность: «горячий воздух», «пьяные окрики», «весенний и тлетворный дух», «детский плач», «испытанные остряки», «очарованный берег», метафоры «дух правит окриками», «бессмысленно кривится диск» и сравнение «как я, смирен и оглушен». И совсем другие, романтичные и поэтичные метафоры использует поэт для создания образа Прекрасной Дамы: «стан, шелками схваченный», «дыша духами и туманами».

И только траурные перья и темная вуаль выбиваются из привычно светлого и чистого образа. В этом несогласии с обликом виден конфликт и кризис поэта. С одной стороны, он не видит будущего в созданным собой мире, а с другой — понимает, что муза не отпустит его просто так, и его предназначение — не проводить пьяные вечера в попытках спрятаться от грубой действительности. И об этом мы читаем в последних трех строфах стихотворения – третьей его части.

Лирический герой как будто просыпается от долгого тревожного сна, и понимает, что в нем есть то, чего нет во многих других. Он не такой, как все эти пьяницы с «глазами кролика». В каждой строфе снова идет внутренняя борьба двух миров:

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

         Первые две строки о таланте, не воспользоваться которым – преступление. И осознание невозможности вырваться сейчас из этого порочного круга – во вторых строках.

         Последние строфы наполнены яркими средствами художественной выразительности. Так, эпитетами «глухие тайны», «чье-то солнце», «сокровище» наделяет автор свой талант, свое призвание. Предпоследняя строфа состоит из метафоры «И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу» и символа синих очей на дальнем берегу. И снова прекрасное противостоит ужасному миру, в котором сейчас живет лирический герой. И в последних строках мы не видим просветления в душе героя. В них снова смятение и сомнение усталой души:

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

         Поэт хоть и называет себя пьяным чудовищем, вынося приговор своему существованию, но тут же признается в том, что истина в вине, соглашаясь с безумными криками пьяниц. Скорее всего, поэт понимает, что вино действует губительно на талант и на душевное состояние, но сейчас он не готов вернуться из него. А действительность не радует.  Поэтому и остается один выход.

         В этом стихотворении поэт раскрывает перед читателями самые потаенные уголки своей души. Оно наполнено драматизмом, трагедией лирического героя, безысходностью и, пожалуй, окончательным убеждением Блока в невозможности объединить два мира вместе. Конфликт усугубляется еще и разрушением идеалов писателя. А мир реальный настолько неприглядный для него, что, находясь в нем, невозможно жить в гармонии с самим собой.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий