Мой анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев) – это открытие для меня завесы душевных страданий поэта.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году, в непростой для поэта период и входит в денисьевский цикл.
Будучи в течение многих лет женатым и имея взрослых детей от своей законной жены, Тютчев влюбляется в молоденькую воспитанницу Смольного института Елену Денисьеву. Осознавая порочную связь с молодой незамужней девушкой, поэт был не в силах отказаться от этих отношений, и страсть двух людей оказалась сильнее всех социальных норм и запретов. Но общественное порицание подобных отношений наложило отпечаток на отношения между сорока семилетним мужчиной и двадцати четырех летней девушкой, сделав их и страстными, и мучительными одновременно.
А в 1851 году Денисьева забеременела первым ребенком Тютчева, после чего уже стало совершенно невозможно скрывать эту порочную связь.
С тех пор для потомственной дворянки Денисьевой закрылись все двери света, из-за чего она была вынуждена пребывать остаток своей жизни в затворничестве, в снятой для нее поэтом квартире и занималась воспитанием троих общих детей.
Тютчев же очень сильно переживал за Елену и всю жизнь чувствовал себя виноватым за тот позор и унижения, которые пришилось терпеть его любимой женщине.
В стихотворении поэт выразил свою тоску и боль за любимого человека. Композиция произведения кольцевая: первая строфа повторяется в конце стихотворения, образуя порочный замкнутый круг.
Но, наверное, Тютчев не мог тогда предполагать, что слово «убийственно» станет пророческим. Через 14 лет мучительных и сложных отношений Денисьева разорвет этот замкнутый круг своей преждевременной смертью.
По жанру стихотворение Тютчева ближе всего к элегии. Автор ведет печальный диалог с лирическим героем, а по сути – со своим внутренним Я. Внутренне противоречие между самым прекрасным чувством человека и разрушительными последствиями, которое оно может от себя оставить, и приняло форму стихотворения-исповеди и раскаяния. Эмоциональный монолог раскрывает тему любви, которую легко погубить осуждением. Автор говорит нам о том, что нужно оберегать такое хрупкое чувство.
В первой части стихотворения Тютчев ставит перед лирическим героем вопросы, на которые находит ответы, сравнивая, какой была его любимая в начале их отношений, и что стало с ней, когда ей пришлось отречься от общества и, как оказалось, от собственной жизни.
Первая строфа – это надрыв, осознание «слепости страстей», которые затмевают разум человека, делая его эгоистом. К автору как бы приходит внезапное осознание случившейся беды. Усиливает настроение и придает трагичности и возвышенности чувств междометие «О», характерное больше для оды. Эпитет «убийственно» и метафора «слепости страстей» рисуют читателю сильную страсть, способную в своем порыве не только на рождение чувства, но и носит разрушительный характер.
В следующих четырех строфах Автор задает себе вопросы, пытаясь понять, почему так все произошло? Почему чувство сгубило любимого человека?
Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, что придает событиям, описанным в ней, динамичность, создание целой картины из обрывков деталей. «Мы» из первой строфы сменяется местоимением «Ты», все больше тем самым обвиняя лирического героя в том, что произошло.
Тютчев использует прием антитезы, противопоставляя первые две строчки четверостишья двум последним:
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
За совсем небольшой период запретная любовь способна сгубить человека.
Все больше с каждой строфой раскрывает нам поэт, что же случилось с его любимой женщиной. И снова мы встречаем противопоставление в третьей строфе того, что было при первой встрече тому, что стало сейчас. «Улыбка уст», «блеск очей», розы ланит – старославянизмы, с помощью которых автор описывает красоту любимой женщины. В следующих строках гармония резко нарушается оксюмороном «опалили, выжгли слезы», «горячей влагою». Горячие слезы выжигают, иссушают душу человека.
Снова и снова поэт возвращается к тому далекому дню первой роковой встречи, когда возлюбленная была прекрасна и весела:
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
Все в ней как будто в движении, завораживает, манит к себе. И все-таки встреча наделяется эпитетом «роковой», в этом проскальзывают нотки раскаяния и сожаления.
Пятая строфа возвращает лирического героя из грез и воспоминаний в жестокую реальность. Отвечая на вопросы «И что ж теперь? И где ж всё это?», автор называет свое счастье сном, который на самом деле был очень недолговечным, сравнивает с северным летом, «мимолетным гостем» в своей жизни. Но все это уже в прошлом и закончилось так скоро, что лирический герой не успел насладиться им.
Вторая часть стихотворения содержит в себе ответы на все вопросы автора.
Любовь ложится позором на сердце любимой лирического героя. Отрицательными эпитетами «ужасным приговором», «незаслуженным позором» автор только нагнетает состояние безысходности.
«Жизнь отреченья, жизнь страданья!» — это то, что всего и осталось у любимой и цветущей когда-то женщины. Безотрадная, тяжелая жизнь уводит героиню в душевную глубину, где сохранились воспоминания, но вскоре и они изменяют ей, не оставляя ничего.
В следующей строфе автор обвиняет толпу, метафорой описывая, как безжалостно, подобно катастрофе, может общественное мнение погубить «то, что в душе ее цвело», чувства человека, очарование любви. И снова поэт противопоставляет грязи, в которую втоптала толпа, чувства, которые цвели в душе героини.
Никакое, даже самое сильное чувство не может противостоять законам общества и морали. Как ни люби человек, а толпа сильнее. Вот и у героини «от долгого мученья» ничего не осталось, ничего она не смогла сберечь, и только боль остается спутником ее жизни навсегда. Боль наделена эпитетами «злая», «боль ожесточенья». Это боль отчаяния и обиды, вытеснившая все остальные чувства из души героини. Эта боль не приносит с собой ни слез, ни облегчения, оставаясь в душе пеплом когда-то горевшего пламени.
Тютчев завершает свое стихотворение повторением первой строфы, чтобы напомнить читателю о том, насколько убийственной может быть любовь, что страсть всегда слепа и часто заставляет нас губить самое дорогое, что есть в жизни, превращая нас в эгоистов.
Стихотворение Тютчева наполнено болью и страданием, во что и превратилась его жизнь и жизнь двух замечательных женщин рядом с ним. Автор всю свою жизнь раскаивался в том, что сделал несчастной любимую женщину, не силах оторваться от нее.