Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев) Анализ стихотворений

Мой анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев) – это открытие для меня завесы душевных страданий поэта.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году, в непростой для поэта период и входит в денисьевский цикл.

Будучи в течение многих лет женатым и имея взрослых детей от своей законной жены, Тютчев влюбляется в молоденькую воспитанницу Смольного института Елену Денисьеву. Осознавая порочную связь с молодой незамужней девушкой, поэт был не в силах отказаться от этих отношений, и страсть двух людей оказалась сильнее всех социальных норм и запретов. Но общественное порицание подобных отношений наложило отпечаток на отношения между сорока семилетним мужчиной и двадцати четырех летней девушкой, сделав их и страстными, и мучительными одновременно.

А в 1851 году Денисьева забеременела первым ребенком Тютчева, после чего уже стало совершенно невозможно скрывать эту порочную связь.

С тех пор для потомственной дворянки Денисьевой закрылись все двери света, из-за чего она была вынуждена пребывать остаток своей жизни в затворничестве, в снятой для нее поэтом квартире и занималась воспитанием троих общих детей.

Тютчев же очень сильно переживал за Елену и всю жизнь чувствовал себя виноватым за тот позор и унижения, которые пришилось терпеть его любимой женщине.

В стихотворении поэт выразил свою тоску и боль за любимого человека. Композиция произведения кольцевая: первая строфа повторяется в конце стихотворения, образуя порочный замкнутый круг.

Но, наверное, Тютчев не мог тогда предполагать, что слово «убийственно» станет пророческим. Через 14 лет мучительных и сложных отношений Денисьева разорвет этот замкнутый круг своей преждевременной смертью.

По жанру стихотворение Тютчева ближе всего к элегии. Автор ведет печальный диалог с лирическим героем, а по сути – со своим внутренним Я. Внутренне противоречие между самым прекрасным чувством человека и разрушительными последствиями, которое оно может от себя оставить, и приняло форму стихотворения-исповеди и раскаяния. Эмоциональный монолог раскрывает тему любви, которую легко погубить осуждением. Автор говорит нам о том, что нужно оберегать такое хрупкое чувство.

В первой части стихотворения Тютчев ставит перед лирическим героем вопросы, на которые находит ответы, сравнивая, какой была его любимая в начале их отношений, и что стало с ней, когда ей пришлось отречься от общества и, как оказалось, от собственной жизни.

Первая строфа – это надрыв, осознание «слепости страстей», которые затмевают разум человека, делая его эгоистом. К автору как бы приходит внезапное осознание случившейся беды. Усиливает настроение и придает трагичности и возвышенности чувств междометие «О», характерное больше для оды. Эпитет «убийственно» и метафора «слепости страстей» рисуют читателю сильную страсть, способную в своем порыве не только на рождение чувства, но и носит разрушительный характер.

В следующих четырех строфах Автор задает себе вопросы, пытаясь понять, почему так все произошло? Почему чувство сгубило любимого человека?

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, что придает событиям, описанным в ней, динамичность, создание целой картины из обрывков деталей. «Мы» из первой строфы сменяется местоимением «Ты», все больше тем самым обвиняя лирического героя в том, что произошло.

Тютчев использует прием антитезы, противопоставляя первые две строчки четверостишья двум последним:

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

За совсем небольшой период запретная любовь способна сгубить человека.

Все больше с каждой строфой раскрывает нам поэт, что же случилось с его любимой женщиной. И снова мы встречаем противопоставление в третьей строфе того, что было при первой встрече тому, что стало сейчас. «Улыбка уст», «блеск очей», розы ланит – старославянизмы, с помощью которых автор описывает красоту любимой женщины. В следующих строках гармония резко нарушается оксюмороном «опалили, выжгли слезы», «горячей влагою». Горячие слезы выжигают, иссушают душу человека.

Снова и снова поэт возвращается к тому далекому дню первой роковой встречи, когда возлюбленная была прекрасна и весела:

Ее волшебны взоры, речи

И смех младенческо-живой?

Все в ней как будто в движении, завораживает, манит к себе. И все-таки встреча наделяется эпитетом «роковой», в этом проскальзывают нотки раскаяния и сожаления.

Пятая строфа возвращает лирического героя из грез и воспоминаний в жестокую реальность. Отвечая на вопросы «И что ж теперь? И где ж всё это?», автор называет свое счастье сном, который на самом деле был очень недолговечным, сравнивает с северным летом, «мимолетным гостем» в своей жизни. Но все это уже в прошлом и закончилось так скоро, что лирический герой не успел насладиться им.

Вторая часть стихотворения содержит в себе ответы на все вопросы автора.

Любовь ложится позором на сердце любимой лирического героя. Отрицательными эпитетами «ужасным приговором», «незаслуженным позором» автор только нагнетает состояние безысходности.

         «Жизнь отреченья, жизнь страданья!» — это то, что всего и осталось у любимой и цветущей когда-то женщины. Безотрадная, тяжелая жизнь уводит героиню в душевную глубину, где сохранились воспоминания, но вскоре и они изменяют ей, не оставляя ничего.

         В следующей строфе автор обвиняет толпу, метафорой описывая, как безжалостно, подобно катастрофе, может общественное мнение погубить «то, что в душе ее цвело», чувства человека, очарование любви. И снова поэт противопоставляет грязи, в которую втоптала толпа, чувства, которые цвели в душе героини.

         Никакое, даже самое сильное чувство не может противостоять законам общества и морали. Как ни люби человек, а толпа сильнее. Вот и у героини «от долгого мученья» ничего не осталось, ничего она не смогла сберечь, и только боль остается спутником ее жизни навсегда. Боль наделена эпитетами «злая», «боль ожесточенья». Это боль отчаяния и обиды, вытеснившая все остальные чувства из души героини. Эта боль не приносит с собой ни слез, ни облегчения, оставаясь в душе пеплом когда-то горевшего пламени.

         Тютчев завершает свое стихотворение повторением первой строфы, чтобы напомнить читателю о том, насколько убийственной может быть любовь, что страсть всегда слепа и часто заставляет нас губить самое дорогое, что есть в жизни, превращая нас в эгоистов.

         Стихотворение Тютчева наполнено болью и страданием, во что и превратилась его жизнь и жизнь двух замечательных женщин рядом с ним. Автор всю свою жизнь раскаивался в том, что сделал несчастной любимую женщину, не  силах оторваться от нее.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий