Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф.И. Тютчев)

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф.И. Тютчев) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф.И. Тютчев), как и практически каждого его произведения, это и анализ его личной жизни, сложного отношения с женщинами. Это анализ чувств в любовном треугольнике, который тянулся много лет и был мучительным для всех его участников.

В конце сороковых годов 19 века Тютчев познакомился с Еленой Денисьевой, которая была младше его на двадцать три года. Разница в возрасте не помешала родиться взаимному чувству любви сорокасемилетнего поэта и молодой женщины. Однако их отношения осуждались и не принимались обществом. Кроме того, Тютчев уже был женат, и, когда Денисьева родила от него детей, поэт буквально разрывался между двух женщин. Все разрешилось со смертью Денисьевой, и отношения с женой были налажены, она продолжала быть опорой во всем Тютчеву, за что он был благодарен супруге до самой смерти.

Но в 1858 году, когда было написано анализируемое стихотворение, поэт еще мучился своими чувствами, мучилась и его жена, которой и посвящены эти строки.

Тема стихотворения – это тема любви, которая приносит страдания. Здесь два действующих лица: лирический герой и его супруга. Оба они страдают, но героиня горюет об ушедшем чувстве, в то время как лирического героя мучает чувство вины за то, что предал, что не может и теперь подобрать слова утешения. В связи с этим можно сказать, что идея стихотворения – это выводы автора о том, что светлое чувство любовь всегда приносит одни только страдания.

Композицию стихотворения можно разделить на две части. Первая посвящается передаче чувств героини, во второй – чувства лирического героя.

В первой строфе перед нами женщина, сидящая на полу. Она разбирает «груду писем». Вероятно, эти письма когда-то имели большое значение в ее жизни. Автор не говорит в первой строфе прямо, и тем не менее читатель догадывается об этом благодаря сравнению «как остывшую золу». С остывшим пепелищем сравнивает он письма на полу.

Зола появляется там, где когда-то было пламя. Если включить воображение, то можно предположить, что пламя для автора – это сильное чувство. Это любовь, которая когда-то горела и согревала героиню. Но теперь от чувства осталась только зола, и зола эта холодная. Значит, чувства уже давно остыли, и теперь – только холод от остывшего кострища.

Вот и от писем теперь веет холодом, они так же бесполезны, как и холодная зола. Поэтому женщина бросает их, возможно, желая избавиться от того, что теперь не греет.

Очень метафорично построено развернутое сравнение во второй строфе. Прежде чем выбросить письма, героиня рассматривает их «чудно» – так видит это лирический герой. В одном коротком слове умещается огромная боль человека, обманутого и преданного. «Чудно» – это странно и несколько отстраненно. «Знакомые листы» вдруг вызывают удивление у героини. Будто бы она уже и забыла прошлое, оно уже далеко от нее, что даже когда-то дорогие слова теперь вызывают удивление и непонимание.

Особенно ярко передают состояние женщины последние строки строфы:

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Прошлое не просто теперь не имеет значения для героини, оно, как тело без души, – так же не может существовать без нее. Героиня хоронит все, что когда-то было так дорого ей. И только многоточие дает понять, что прошлое не отпускает ее, что еще тоскует она о счастливых днях. В этом и состоит трагичность любви. Это подтверждает третья строфа, которая погружает читателя в прошлое.

Героиня и сама предается воспоминаниям, и мы понимаем, что когда-то и она была счастлива. Раньше была жизнь, со своими счастливыми и горестными моментами, но в ней все было понятно. Теперь же, скорее всего, чувство опустошения заставляет ее думать, что пережито не только счастливое прошлое, но и сама жизнь закончена. Она называет радость и любовь «убитой», и в том слове мы слышим упрек тому, кто посмел растоптать чувства. Ведь любовь не умерла – ее убили, насильно и безжалостно.

И снова в конце строфы многоточие, потому что героиня еще не отстрадала, еще не отболело ее горе, и, возможно, еще не скоро затянется рана на сердце.

Лирический герой появляется только во второй части, состоящей всего из одного четверостишия. Он становится случайным свидетелем сцены, описанной в стихотворении, и мы можем проследить, что же чувствует человек, виновный в трагедии другого:

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени…

Понятно, что лирическому герою невыносимо больно смотреть на страдания когда-то любимой женщины. Он осознает свою вину и готов просить прощения на коленях. Но он понимает, что это не спасет героиню, не поможет ей, а только усугубит ее горе.

И лирическому герою тоже становится грустно оттого, что прошлое не вернуть и что он стал для героини всего лишь «милой тенью».

Особенность лирики Тютчева в том, что он, говоря о таком сложном и прекрасном чувстве, как любовь, без большого количества средств художественной выразительности. Даже о страдании он пишет просто, как будто на одном дыхании, что делает его творчество близким каждому человеку.

И все-таки в стихотворении есть тропы. Метафоры «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело» помогают лучше раскрыть тему стихотворения. Эпитеты «знакомые листы», «горестные минуты» делают строки более экспрессивными, с ними стихотворение сильнее воздействует на эмоции читателей, заставляют их сочувствовать драме героини.

У сравнений «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени» задача более образно передать чувства героем стихотворения.

Кроме всего прочего, автору в раскрытии темы стихотворения способствуют риторические вопросы и многоточие. С их помощью особенно проникновенно говорит поэт о противоречивых чувствах, которые буквально захлестывают героиню и заставляют мучиться от чувства вины лирического героя.

Стихотворение, без сомнений, относится к любовной лирике – главной в творчестве Тютчева. Это элегия, наполненная грустью и тоской, страданием и безысходностью. Оно написано четырехстопным ямбом – классическим стихотворным размером.

Стихотворение Тютчева учит читателей ценить и уважать чувства другого человека. Но предательство делает несчастным не только того, кто был предан, но и того, кто предает.

Тютчева обвиняли многие критики в том, что его поэзия оторвана от реальности, но все-таки его стихи близки каждому из нас. Они учат сочувствию и ответственности за чувства тех, кого мы любим.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий