Анализ стихотворения «Осень» (А.С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Осень» (А.С. Пушкин) Анализ стихотворений

О чем расскажет нам анализ стихотворения «Осень» (А.С. Пушкин)? Осень – любимое время года Пушкина, и о нем больше никто из поэтов не писал так, как он. Поэт был влюблен в это время года, и это видно из всех его многочисленных стихотворений о ней. Осень вдохновляла Пушкина на творчество, была его неизменной музой.

Стихотворение написано осенью 1833 года, в ту самую, знаменитую Болдинскую осень, которая подарила русской и мировой литературе много произведений. Сам Пушкин писал об этом своей жене: «уже написал пропасть». Но стихотворение «Осень» так и осталось недописанным. У поэта была возможность вернуться к нему, но почему-то он этого не сделал. Но его незаконченность придает особый шарм произведению, особенно подчеркивая бесконечность творческого вдохновения Пушкина.

Тема природы не новая для русской литературы. Не новая она и для творчества Пушкина. Но в этом стихотворении не просто воспевание чудной поры, а противопоставление осени и зимы весне и лету. Поэт делится с читателями своими чувствами и отношением к разным временам года. Но мысли автора непоследовательные, а как бы разбросаны по всему стихотворению. И все-таки стихотворение можно разделить только на две смысловые части. К первой части относятся октавы с первой по седьмую. В них читатель несколько раз вместе с лирическим героем переносится из одного времени года в другое.

Так, в первой октаве автор рисует картину середины осени. «Октябрь уж наступил», – сообщает нам лирический герой. Здесь нет восхищения природой, нет пышных ярких красок, только опавшие листья, промерзшая дорога и сосед, собирающийся на охоту. Вполне обыденные вещи, не вызывающие сильных эмоций у читателя. Но только не у автора. Пушкину нравится это время года, и он говорит прямо об этом в следующей строфе:

Теперь моя пора: я не люблю весны…

Лирический герой не просто не любит весну: весной он болен, ему скучно. Потому, наверное, он сразу же переходит к описанию зимы. С восхищением пишет он о зимних забавах и праздниках, о чем дают понять восклицательные знаки на конце предложений. Он называет зиму старухой, которой справляют поминки блинами – намек на Масленицу, и все-таки холодное время года ему ближе знойного лета. О нем так говорит писатель:

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…

И снова поэт возвращается к осени, но как! Он разговаривает то с читателями, то с самой осенью, делая ее главной в стихотворении. Совершенно необыкновенные сравнения использует автор в беседе с читателем о своем любимом времени года. То сравнивает ее он с нелюбимым ребенком в семье, то с чахоточной девой. Так он подчеркивает мысль о красоте, которую обычно не видят люди в осени:  

Дни поздней осени бранят обыкновенно…

Автор жалеет ее, как больную чахоткой девушку. Но в этой увядающей, унылой красоте есть свое очарование. И поэт видит его – это «пышное увядание». Пожалуй, нет больше среди поэтов тех, кто бы еще увидел красоту в умирающей природе. Он не просто любуется ей – она вдохновляет его на творчество. Об этом вторая часть стихотворения.

Интересно пишет автор о своих ощущениях:

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Как будто все мирское, бытовое заменяется в нем воображением. Здесь можно провести параллель с временами года. Весна и лето – это время бытовых хлопот, скуки. Природа просыпается, просыпается и человек. Время автора стихотворения – это время увядания природы. Это похоже на какой-то природный оксюморон, и поэт сам это понимает. Но он признается в том, что так происходит не по его воле: таков его организм, извиняясь, пишет он.

Гениальность Пушкина – в его способности говорить просто о главном. Но в стихотворении «Осень» он использует большое количество средств художественной выразительности. Особенно яркие у Пушкина метафоры. И конечно, все они посвящены зиме, осени и вдохновению: «, обув железом … ноги», «зеркало рек», «поминки» по зиме, «гаснет … день», незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей…». Развернутой метафорой говорит в конце стихотворения поэт о потоке рифм и слов:

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут…

Очень много в стихотворении и олицетворений: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «кровь бродит», «желания кипят» и многие другие – с их помощью оживают образы, времена года становятся самостоятельными героями произведения.

С помощью многочисленных эпитетов «пышное увяданье», красота блистающая», «красою тихою», «багровый цвет», «унылая пора», «прощальная краса», «пышное увяданье», «свежее дыханье», «мглой волнистою» создается торжественное и грустное одновременно настроение лирического героя.

Стихотворение «Осень» заставляет изменить отношение читателя к этому времени года и увидеть в нем нечто такое, что обычно не видно простому обывателю. А его незаконченность дает возможность пофантазировать и придумать свое продолжение. Возможно, у каждого получится своя осенняя история.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий