Проводя анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов), нелегко поверить в то, что оно было написано четырнадцатилетним мальчиком, хотя и очень талантливым.
Осень 1828 года юный Лермонтов проводил в имении своей бабушки. Он очень переживал из-за ссоры отца с ней, поэтому такое грустное время года, как осень, действовали на поэта удручающе. Хотя многие его стихотворения, особенно первые, наполнены грустью и тоской.
Композиция стихотворения простая, оно не делится на части и полностью состоит из описания осеннего пейзажа.
Тема стихотворения — природа осенью. Оно считается незаконченным, поэтому сложно определить основную мысль, но зато очень хорошо понятно настроение лирического героя, которым выступает сам автор: он грустит, краски осени не радуют его, а приближающиеся холода навевают тоску. Передать свое душевное состояние через состояние природы – вот идея этого стихотворения.
Молодой Лермонтов не любил осень, она всегда была созвучна его мрачному настроению. Поэтому в его стихотворениях об этом времени года мы не видим такой же пышности красок, как у А. С. Пушкина. Но зато Лермонтов очень тонко передает душевное состояние через пейзажи в своих произведениях.
В стихотворении «Осень» перед нами предстают грустные картины увядающей природы. Мы читаем его строчку за строчкой, и видим желтые листья в поле, которые кружатся и летают в воздухе. Видим, как их поднимает ветер с холодной земли. А потом оказываемся в бору, где ели хранят «зелень мрачную». Почему-то листья в поле кажутся веселее, чем поникшие ели и мрачная зелень. Наверное, даже вечно зеленые растения не рады наступившим холодам.
И снова перед нами поле, уже пустынное, нет на нем пахаря, потому что все уборочные работы уже закончены. Поле выглядит осиротевшим и одиноким без человека. Осенью все пустеет, и даже отважный когда-то зверь старается спрятаться куда-нибудь. А ночью еще тоскливее становится в природе, и даже месяц тусклый освещает поле «сквозь туман».
Картины природы как будто разбросаны по всему стихотворению. Поэтому мы не видим какого-то одного пейзажа. Легкими штрихами передает нам поэт осеннее настроение природы. Но это выдает в нем очень наблюдательного человека, который, возможно, много бродил в одиночестве, подмечая любую мелочь вокруг себя.
Природа как будто грустит вместе с лирическим героем. Но несмотря на мрачные краски, все-таки стихотворение очень богато разными средствами художественной выразительности. В нем много эпитетов: «зелень мрачную», ели стоят «поникши», «нависшею скалою», «зверь отважный», «месяц тускл». Эпитеты передают краски поздней дождливой осени, когда все поникло и потускло. Немного скрашивают пейзаж метафоры «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят». Есть в стихотворении и олицетворения: «листья летят», «ели хранят», благодаря которым природа становится как будто живой, несмотря на осень. Она сочувствует герою и тоже не рада приближающейся зиме.
Несмотря на то, что стихотворение написано пером неопытного молодого поэта, оно занимает важное место в его творчестве. Ведь мы, читатели, можем узнать, о чем думал, как чувствовал совсем еще молодой Лермонтов. Уже в свои четырнадцать лет он искусно мог передать свое настроение через краски природы, которая всегда была тесно связана с человеком в его творчестве.
Мне стихотворение нравится тем, что, читая его, я могу представить, какой была осень глазами Лермонтова. И даже блеклые серые краски он смог передать читателям так, что осень невозможно не полюбить, ведь нужно уметь наслаждаться даже увядающей природой и учиться чувствовать ее.