Когда мы выполняем анализ стихотворения «Осень наступила» (А. Н. Плещеев), понимаем, что для поэта осень была грустным временем года. Это понятно по печальной интонации стихотворения, по коротким строчкам и по средствам художественной выразительности, с помощью которых автор рисует картины осени. Само стихотворение кажется слишком простым и неприметным, больше детским, чем философским. Но иногда стоит вчитаться в кажущуюся простоту чуть повнимательнее, чтобы увидеть настроение автора.
Осень любят многие художники за невероятное богатство красок, о ней пишут поэты всех времен. Но у каждого осень своя. Некоторые, например, Пушкин, восхищаются пышным увяданием природы, у Лермонтова это время года вызывает тоску и грусть. И вот у Плещеева мы тоже видим унылые картины увядающей природы. Из этого можно сделать вывод, что тема стихотворения – тема природы и осени. Главная мысль в сожалении об уходящей красоте и молодости. Конечно, может показаться, что в небольшом стихотворении есть только картины поздней осени и мрачных красок, но ведь это время года всегда было символом отцветающей поры жизни, а потому навевало грустные мысли о скоротечности жизни.
Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Его нельзя разделить на части по смыслу. Но каждые четыре строки – это отдельное предложение, в котором автор перечисляет все, что происходит осенью. Поэтому стихотворение похоже на большую картину, нарисованную блеклыми красками. Но в ней так много разных сюжетов, что каждый из них хочется рассмотреть поближе.
В стихотворении нет большого количества эпитетов и метафор, что объясняется отношением автора к этому времени года. Плещеев очень просто и без замысловатых фраз говорит о происходящем. Поэтому в произведении так много глаголов: «наступила», «высохли», «вянет и желтеет», «не блестит», «моросит» — все они создают мрачную обстановку в природе. Кажется, ход времени замедлился, и слышен только тихий шум осеннего дождя.
Но есть в стихотворении и другие глаголы: «глядят… кусты», «туча… кроет», «ветер… воет», «зашумели воды». У них другая задача – это олицетворения, которые наделяют неживые предметы и явления свойствами живого существа. И они грустят так же, как и автор. «Голые кусты» — тоже олицетворение. Кусты голые, потому что все листья с них опали. Но они не просто без листьев, а раздетые, как человек. Кажется, что им немного неловко оттого, что с них опала листва, скрывавшая их от зноя и холода, делала нарядными. А теперь они грустят вместе с дождиком и лирическим героем.
Я думаю, это нужно для того, чтобы сделать природу главным героем стихотворения, ведь ей тоже грустно без тепла и солнца. В то же время, лирический герой в стихотворении как будто сторонний наблюдатель, смотрящий из окна своего дома. Он уступает место осени, потому что сам не любит ее, и, может быть, у него нет настроения писать стихи.
Среди грустных и бледных глаголов встречается один, совершенно противоположный – «зеленеет». Конечно, зеленая озимая пшеница на лугах – это тоже признак осени, но в то же время это и краски лета. По-моему, она дает маленькую радость оттого, что весна и лето еще вернутся, поэтому она ярким пятнышком надежды виднеется посреди вялой и желтой травки. Но даже она сейчас не радует лирического героя, поэтому он пишет о ней как бы вскользь. Упомянул и быстро перешел к другим осенним сюжетам.
Осень Плещеева наполнена своими особенными звуками: вой ветра, шум моросящего дождя, шум воды в ручье. Как видно, звуки тихие, шелестящие – это природа говорит шепотом, будто боится спугнуть тишину перед засыпанием природы. Об этом говорят и часто повторяющиеся свистящие и шипящие звуки «с», «ш», «ч». Они успокаивают, убаюкивают природу. Готовят к зимнему сну.
В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что необычно, ведь автор не любит осень, ему грустно. Но, на мой взгляд, этим поэт подчеркивает то, что все-таки любит и уважает природу, несмотря на такой грустное и мрачное время года, как осень.
Точная дата написания стихотворения неизвестна, но предположительно, Плещеев написал его в 1860-е годы, когда ему было около сорока лет. Это время плодотворного труда поэта, но и уже не молодость. Поэтому можно предположить, что в своем простом небольшом стихотворении автор выражает и грусть об ушедших лучших годах.