Анализ стихотворения «Письмо матери» (С.А. Есенин)

Анализ стихотворения «Письмо матери» (С.А. Есенин) Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Письмо матери», которое написал Сергей Александрович Есенин, помогает узнать историю создания произведения, а так же познакомиться с основными особенностями. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение произведения «Письмо матери» станет намного проще.

История создания

Стихотворение «Письмо матери» Серей Александрович пишет за год до своей смерти, отправляя его в родное село Константиново, где его и дожидалась любимая мать. После окончания школы еще тогда юный Есенин уезжает в Москву, чтобы продолжить обучение и начать работать.

Несмотря на то, что жизнь в Москве била ключом, Сергей Есенин так и продолжал скучать за своей Родиной и семьей. Он был востребованным поэтом, который находился постоянно в разъездах, готовился к публикации произведений, а так же был званым гостем на многих мероприятиях. Но даже в этой суете, он испытывал постоянную тоску и усталость. Самым близким человеком, которому он мог рассказать обо всем наболевшем, была его мать. Мама навсегда была связана для поэта с его родиной, родным селом, куда он постоянно хотел приехать.

Анализируемое стихотворение можно назвать своеобразной исповедью, в которой он обращается к своей матери. То, что он уехал из своего родного села Константиново, лишь сделало сильнее его любовь и тоску по Родине. Находясь достаточно далеко, поэт постоянно вспоминает свою родную землю и мечтает туда вернуться.

Жанр, размер

Лирическое произведение по жанру можно отнести к посланию. Поэт обращается в своем послании к самому родному человеку – своей матери. Он рассказывает, насколько он тоскует по своей семье и дому.

Весь творческий поэта был очень реалистичным, хорошим подтверждением чему является произведение «Письмо к матери». Что касается направления произведения, то это имажинизм.

Для написания Есенин выбирает пятистопный ямб, благодаря чему создается определенная динамика и ритм произведения.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении присутствует образ лирического героя, в котором не сложно узнать самого поэта. Он предстает перед читателем в образе преданного человека, который очень любит свою семью и Родину. Он устал от жизни на чужбине и очень скучает по дому. Дом для него является самым священным и возвышенным местом.

Лирический герой с любовью и трепетом вспоминает родные места, мечтая как можно скорее туда вернуться.

Вторым образом в произведении является образ матери. Для лирического героя данный образ считается самым важным и священным. Он показывает её в роли доброй волшебницы, которая с трепетом хранит душу поэта. Для него она является защитой, опорой и поддержкой. Постоянно вспоминая мать, он придается воспоминаниям и ностальгии.

Ностальгия лирического героя передается даже читателю, благодаря живому языку и манере изложения. Читателю начинает казаться, что он перенесся в тот самый домик в деревне, сидит рядом с матерью-старушкой, дожидаясь, когда приедет из Москвы её сын.

Мать-старушку поэт ассоциирует с самой Родиной, к которой испытывает очень похожие чувства: любовь, преданность и теплоту. Только в этом домике рядом с матерью он понимал, что кому-то нужен в этом мире.

Есть в стихотворении и образ дороги. Именно на ней должен показаться лирический герой, который издалека возвращается домой. Автор ассоциирует её с долгожданным возвращением любимого сына. Они оба очень сильно ждут эту встречу, которая приносит им радость и счастье.

Образ дома является для лирического героя территорией безмятежности, где он отдыхает от всего. Ему очень нравится находиться дома, где он чувствует себя нужным и любимым. Живя в шумной столице, Есенину порой становилось жизненно необходимо уехать подальше от городской суеты и просто отдохнуть. Таким местом становится его родной дом, где он обретает долгожданный покой и умиротворение.

Темы и проблемы

Настроение, которым пропитан весь текст стихотворения, дает ощущение ностальгии.

В нем поднимается такая важная тема, как тема семьи. Автор показывает на примере старушки, которая неустанно каждый день выходит в ожидании приезда любимого сына, ту огромную материнскую любовь, которая связывает детей и родителей. Она тесно переплетается с темой Родины, воспоминание о которой дает человеку новое дыхание жизни. Совокупность этих тем отлично раскрывают внутренний мир героя.

Мать очень любит своего сына и ждет, а сын, в свою очередь, очень ждет встречи с матерью. Дом – это то место, где лирический герой обретает умиротворение, покой. Здесь, от шумной суеты столицы, ему хорошо, спокойно и уютно. Его здесь любят и ждут, всегда поймут и придут на помощь.

Проблема отцов и детей так же явно прослеживается в тексте. Лирический герой просит свою старушку-мать, чтобы она не ходила каждый день на дорогу встречать его, но женщина неустанно совершает свой ежедневный ритуал. Это ей приносит успокоение.

Автор так же показывает проблему взросления. Лирический герой просит свою мать, чтобы она не учила его больше молиться. Он пытается объяснить ей, что он давно уже вырос, и в материнском учении больше не нуждается. Более того, он считает, что достаточно пережил испытаний, что сумел приобрести немалый жизненный опыт.

Но, несмотря на все это, Есенин никогда не забывал свою семью, родителей и дом. Для него это было священно, поэтому при первой же возможности он старался приехать в деревню.  

Средства художественной выразительности

Благодаря оригинальному использованию различных троп, творчество Есенина всегда узнаваемо.

Он использует эпитеты для придания еще большей наглядности картины. Они придают стихотворению яркость, делая его живым. Использование метафор так же играет немаловажную роль.  Автор использует диалектизмы, собственные авторские слова и выражения, сравнения.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения «Письмо матери» становится необходимость заботы о своих родных. Автор считает очень важным постоянно помогать своим родным, помнить их и как можно чаще находиться рядом.

Рисуя образ матери, поэт показывает то, что мать постоянно тревожится и переживает о своих детях, какими бы взрослыми они не были. Хоть он и просит мать, чтобы она не так сильно тревожилась о нем, но сердце матери все равно постоянно болит о своем сыне.

Дети уезжают, у них начинается своя жизнь, в которой родители отходят на второй план. Для родителей же их дети всегда будут стоять превыше всего. Автор очень любит свою мать, поэтому при обращении к ней использует лишь нежные слова, полные трепета и любви.

Сам лирический герой с нетерпением ждет того момента, когда же наконец-то сможет переступить порог родного дома, обнять старушку-мать и почувствовать себя счастливым.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий