Анализ стихотворения «Поэт и толпа» (А. С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Поэт и толпа» (А. С. Пушкин) Анализ стихотворений

Начиная делать анализ стихотворения «Поэт и толпа», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, мы видим одну из любимых тем поэта. Он написал большое количество произведений, которые поднимают тему творца и народа. Команда Литеровед.ру подготовила материал по данному произведению, который раскрывает основную мысль и тему произведения.

История создания

Стихотворение «Поэт и толпа» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1828 году. Сразу автор дает произведению иное название – «Чернь». Когда же стихотворение издавалось во второй раз уже в 1836 году, Александр Сергеевич принял решение изменить название. Данное название сохранилось и по сей день.

Время, которое пришлось на двадцатые годы девятнадцатого века, было очень тяжелым для поэта. Александр Сергеевич долгое время провел в ссылке, так же поэта не обходили стороной и исторические события. В это же время его творчество подвергается острой критике со стороны цензуры. Пушкин  переживает не лучшее время, поскольку у него нет возможности творить и выражать свои мысли так, как хочет он, а не общественность. Данные проблемы и заключил автор в свое произведение «Поэт и толпа». В стихотворении хорошо прослеживаются переживания автора, так как ему пришлось столкнуться с непониманием и критикой.

Жанр, размер

Если рассматривать жанр произведения «Поэт и толпа», то это лирика, пронизанная нотками философских мыслей и размышлений. Здесь поэт поднимает темы искусства, его роли в жизни общественности. Он ставит в противовес две совершенно противоположные точки зрения.

Свойственно романтизму, здесь так же можно отметить некий конфликт, который возник между автором и критикующей его толпы.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, рифмовка сложная, рифму автор использует как женскую, так и мужскую, чередуя их.

Композиция

Данное стихотворение представляет собой некий диалог творца с общественностью. Подобная форма изложения помогает как можно лучше услышать обе точки зрения. Ведь данные взгляды на жизнь полярные, и в корне отличаются друг от друга.

В первой части стихотворения мы видим экспозицию, которая раскрывает перед нами картину непонимания поэта толпой.

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

Отношение народа к творчеству явно прослеживается в последних строках произведения.

Далее, мы можем видеть, что народ совершенно не против искусства. Но основной проблемой является то, что толпа не понимает смысла произведений, которые хочет донести до них творец.

Поэта раздражает то, что он остается непонятым. Невежество и отсутствие желания наслаждаться великим искусством – именно эти качества не устраивают автора в народе. Он отделяет себя от них, потому что люди, предпочитающие бытовые удобства великому искусству, не могут стоять с ним на одном уровне.

Когда чернь вновь обращается к автору, то они начинают понимать его превосходство. Более того, они просят у поэта помощи, неких уроков, благодаря которым они смогут побороть свои пороки.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.

В последнем ответе поэта слышен четкий ответ. Он не собирается помогать толпе.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!

Он не собирается исправлять то, в чем они погрязли. Предназначение поэта намного выше, чем исправление человеческих пороков.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Образы и символы

В данном стихотворении перед читателем представлено два образа – это непосредственно сам поэт и окружающая его толпа.

Образ поэта с самого начала читатель может .видеть лишь опираясь на мнение толпы. После же, поэт выступает самостоятельно, где раскрывается совершенно с другой стороны. Топа не в состоянии понять его, потому что всю жизнь её волнуют лишь материальные блага. Толпа погрязла в быту, и не в состоянии понять великое искусство.

Но все же даже не смотря на непонимание, они признают, что роль поэта не последняя в этом мире. Его творчество не может оставить равнодушными души народа, но понять они его так и не в силах. Они даже начинают просить его в руководстве, направлять их на правильный путь.

Поэт же не разделяет их взглядов и отказывается выступать в предложенной роли. Он ценит искусство намного больше.

Темы и проблемы

Основной темой произведения остро выделяется роль, отведенная искусству в мире, который погряз в пороке и быту. Поэт – это одинокий творец, на которого возложена величайшая миссия – нести прекрасное и возвышенное в массы.

Но здесь проблема стоит более остро, так как творцу приходится столкнуться с полным непониманием и неприятием слушателя. Он не собирается объяснять свое творчество и пытаться достучаться до огрубевших душ. Да, его поэзия цепляет сердца слушателей, но они так и не в силах понять истинный смысл сказанного.

Люди погрязли в собственных пороках, из-за чего потеряли возможность наслаждаться прекрасным. Они в чем-то слепы и безграмотны. И даже их желание, чтобы творец направил их на истинный путь и открыл глаза, автор считает бессмысленным.

Александр Сергеевич долго рассуждает о том, какую силу на самом деле несет в себе поэзия. Ему безумно жаль, что он так и не смог достучаться до разума людей, которые настолько погрязли в своих проблемах, что выхода из этого он не видит вовсе.

Средства выразительности

Александр Сергеевич использует большое количество эпитетов, с помощью которых он может предать яркости образам.

Используя антитезу – он передает весь тот конфликт, который возник у творца с народом.

Так же для контраста автор использует сравнения. С их помощью он проводит черту в сложившейся ситуации.

Основная мысль произведения

Александр Сергеевич в стихотворение «Поэт и толпа» вложил смысл того, что роль искусства в жизни людей отошла на дальний план. Общество погрязло в своих проблемах и пороках, поэтому не в силах понять и насладиться тем, что пытается донести автор до их сознания.

На первом месте у народа стоят бытовые проблемы и переживания. На искусство у них не остается ни времени, ни желания. Они не понимают его. Не потому что глупы, нет. Они не в силах понять высокую мысль поэта, потому что для них на первом месте всегда будут стоять совершенно другие ценности. Это больно ранит и оскорбляет творца.

Даже после просьбы о помощи, он не проявляет к ним благосклонности. Он понимает то, насколько будут бессмысленными его порывы и действия. Он не готов творить по просьбе и писать произведения, которые будут угодны власти и народу. Народу же нужно, чтобы он писал понятные для них вещи.

Главной проблемой, так же можно отметить то, что люди не будут меняться. Хоть они и просят поэта помочь им, но ничем жертвовать при этом, они не намеренны. Люди не стремятся к саморазвитию. Им нужно все донести в понятной и ясной форме.

Автор показывает свое отношение к искусству «на заказ». Он никогда не переступит через свои принципы и не опустится до этого. Он наделен великим даром, поэтому использовать он намерен его лишь в великой и чистой поэзии, которая действительно будет влиять на человеческие души.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий