Анализ стихотворения «Послушайте!» (В.В. Маяковский) – это анализ внутреннего мира поэта, такого многогранного и сложного, многим непонятного. Сложно поспорить с тем, что личность Маяковского довольно неоднозначна и интересна. Ведь разве можно найти в истории русской литературы другого такого поэта, которого одновременно любили и ненавидели, превозносили его талант и не воспринимали его творчество, уважали и высмеивали. Да и сам он, ярый футурист, отторгал устаревшую, как он считал, культуру, но и культура в образе старших собратьев по цеху не принимала его.
Всем известны революционные плакаты и листовки Маяковского, хотя сложно сказать, как поэт относился к кровавой перестройке общества. Но точно можно сказать, что он сам каждый день в каждой строке делала эту революцию листовками, плакатами. Это то, что известно многим, что приходит на ум первым при упоминании этого поэта. Поэтому мы и привыкли воспринимать творчество Маяковского через призму его революционных произведений. Однако неправильным было бы считать всю его поэзию площадной, ведь наравне с революционными лозунгами есть у поэта и стихи о любви, нежные и пронзительные, с личной трагедией автора в каждом. Есть и философские произведения. В своих стихотворениях Маяковский открыл и образ нового человека: поэта и гражданина. На рубеже веков в период глобальных социальных и политических перемен он пытается найти свое место и предназначение. Время было сложным, потому, наверное, оно сформировало такую неординарную, но однозначно гениальную, личность поэта Маяковского. Потому и вызывает его творчество такие бурные противоречивые чувства у читателей.
В стихах Маяковского необычно и ново все: тема, форма, подача. Это удивляет, кого-то отторгает, а кого-то притягивает. Но совершенно точно одно: к стихам этого поэта невозможно оставаться равнодушным, а вот чтобы проникнуться ими и понять их до конца, нужно понять и личность автора.
«Послушайте!» — одно из самых известных и удивительных стихотворений раннего Маяковского. История его написания тесно связана с мироощущением поэта, с трагедией одиночества и самоопределения. Всего двадцать лет было Маяковскому, когда он написал «Послушайте!». Он молод и уже известен в кругах поэтов и писателей. К 1914 году, когда было написано данное произведение, Маяковский уже впустил первый сборник стихов «Нате», состоявший всего из четырех произведений. Но уже, как разноцветная мозаика, складывались мнения о молодом поэте. И наверное, слишком много было непринятия его поэзии, слишком многие отвергали и не понимали его стихи, что так горько и одиноко было их автору. А ведь главная тема стихотворения «Послушайте!» — это тема одиночества. Она основа, в которую вплетены тема поэта в обществе, тема Бога и тема поэзии.
Стихотворение на первый взгляд сложное для восприятия. Это потому, что его образы неоднозначны и их можно понимать по-разному. Но в этом стихотворении весь Маяковский, молодой, талантливый, амбициозный. Первым же словом в стихотворении, выкриком, как это умел только он, привлекает внимание читателя. Сразу становится понятно, что то, о чем поэт хочет сказать, очень важно для него в настоящий момент и ему хочется быть услышанным и понятым. Это скорее крик надрывный, в нем читается трагедия автора.
Композицию стихотворения можно разделить на две смысловые части.
Первая – это множество риторических вопросов. Почему риторических? Да потому что никто не сможет дать точный ответ на них. Это скорее – желание автора осознать свою нужность обществу, нужность своих стихов, это желание быть признанным и принятым. Поэтому-то и выкрикивает он свои вопросы, которые, может быть, важнее самой жизни для него. Здесь читатель видит образ звезды. Возможно, со звездой ассоциировал себя поэт. Да и не только себя, а всех поэтов и писателей. И это об их важности и нужности спрашивает автор:
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Так ли важна стезя поэта на земле? Так ли необходим его труд, без которого он сам не может жить? Но нужен ли он другим?
Маяковский в первой части только намекает нам на то, что к появлению звезд на небе приложил свою руку бог. Неопределенное местоимение «кто-то» не называет его. Но все-таки читателю становится понятно, что речь идет о нем. И значит, есть на то божья воля, раз он зажигает звезды.
Автор сравнивает звезды с плевочками, скорее всего, потому что ведь для многих людей они всего лишь яркие точки на небе. Их даже не всегда замечают и редко обращают на них внимание. Но «кто-то» назвал их «жемчужинами», то есть тем самым придал им значимости, важности, ценности.
Вторая часть – это благодарность Богу за то, что он зажигает звезды. Я думаю, здесь особенно сильно слышится голос автора. Он не просто обращается к Богу с вопросом, он врывается:
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет…
Для поэта, наверное, важно от кого-то услышать, что его звезда кому-то нужна на земле. Отсюда и страх опоздать и не услышать нужного слова.
Но в этой части символ звезды приобретает несколько иной смысл. Так, лирический герой «просит, чтоб обязательно была звезда!» Он боится остаться без этих жемчужин. На мой взгляд, здесь уже звезда – это муза поэта. Ведь без нее, без вдохновения не сможет прожить ни один художник в мире.
Во второй части радость перемешана со страхом, что звезд может не стать. И все-таки здесь голос лирического героя уже более уверенный. Об этом можно догадаться по символу жилистой руки. Этот символ не так однозначен и прост, как кажется. Я думаю, что здесь имеется робкое сравнение автора с Богом. Рукой бог творит свои чудеса, и рукой же поэт создает свое чудо – стихи.
Композиция стихотворения кольцевая, так как первые строки повторяются в конце. Но тот же риторический вопрос звучит уже более уверенно, хотя и громче.
Если говорить о теме бога в стихотворении, то у звездочек появляется еще одно значение. Тогда звездочки – это жизни, и их появлением распоряжается бог. И если зажигается новая звезда на небе, это обязательно должно быть кому-то нужно. Можно подумать, что эта тема второстепенна и прячется за другой – темой поэта и поэзии. Но трагедия Маяковского была в одиночестве и отторжении обществом, поэтому эти темы тесно взаимосвязаны, и становятся понятными вопросы лирического героя, а также терзания автора в поиске своего места в поэзии.
Если представить, что жизнь поэта невозможна без творчества, то критика стихов – это все равно что критика их автора. А это означает его ненужность на земле, бесполезность. Поэтому ему одиноко и тоскливо, и поэтому так важно знать, что его звезда зажглась на небе не просто так, а это нужно самому богу. Тогда и жизнь его не бесполезна, как и многих других людей. И их признания жаждет поэт, без них ему невыносимо тоскливо и темно. Тогда клятва лирического героя в том, что «не перенесет эту беззвездную му́ку» уже приобретает другой смысл. Должны быть люди рядом, должен быть хоть кто-то, кто услышит и поймет его стихи.
Стихотворение Маяковского обильно приправлено средствами художественной выразительности. И конечно, ярче всего многогранный образ звезд. Но только с помощью метафор символика стихотворения получает неоднозначность: «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».
Эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» скрашивают и смягчают несколько резковатую манеру написания Маяковского.
Но самой удивительной и уникальной можно назвать манеру автора соединять возвышенное и бытовое, обыденное. Так звезды несколько презрительно он называет плевочками, а руку бога – жилистой, как будто вмешивает тем самым поэзию в обычную будничную жизнь.
И конечно же, лучше всего передает настроение автора необычная форма стихотворения. Кажется, что он выкрикивает строки, чтобы его смог услышать каждый человек на земле. Именно белый стих с большим количеством риторических вопросов-восклицаний лучше всего передает внутреннюю дисгармонию Маяковского.
Маяковский – поэт Серебряного века. В тяжелый период истории пришлось ему жить и творить. Перемены коснулись не только политики и общественного устройства, но и сильно повлияли на становление личности и не оставили в стороне искусство. Маяковский относил себя к футуристам, отвергавшим творчество великих и всеми признанных писателей Золотого века. Толстой, Пушкин, Достоевский попадали под жесткую критику футуристов, считающих, что в литературе необходима революция, необходимо свежее дыхание, а поэзии нужны более амбициозные экстравагантные смелые личности.
Эта резкость и излишняя внешняя самоуверенность странным образом уживались в Маяковском с одиночеством и неуверенностью в себе. Поэтому стихотворение «Послушайте!» играет большую роль в становлении Маяковского как поэта, а его детальный анализ помогает читателям лучше понять его автора.