Выполняя анализ стихотворения «Пророк» (М.Ю. Лермонтов), стоит обратиться к дате его создания. Таким образом читателю легче понять несколько мрачное настроение лирического героя.
«Пророк» можно считать своеобразным итогом целого ряда стихотворений, которые стали отражением перемен в мировоззрении поэта. Эти перемены связаны, прежде всего, с отношением власти ко всем инакомыслящим после декабристского восстания на Сенатской площади. Да и настроения в обществе изменились настолько, что с бунтарями многие боялись поддерживать связь.
Лермонтов же никогда не чувствовал себя причастным к толпе, но с 1836 года чувство отчуждения особенно обострилось. Поэтому все чаще и громче звучит тема одиночества в стихах молодого поэта, а тема поэта и поэзии, наконец, обретает характерные лермонтовские черты.
Поэт тяжело переживает нравственные изменения в обществе. Он категорически отказывается принимать запреты на правду. Ему чуждо желание многих писателей подчиниться и стать угодным власти, иными словами, продать себя. Но если в предыдущих стихотворениях еще читается призыв к поэтам опомниться, очнуться ото сна, то в «Пророке» Лермонтов теряет всякую надежду на какие-либо изменения. И не в силах принять новую реальность, он предпочитает стать отшельником, но остаться верным себе. Именно в этом заключается идея стихотворения.
Все стихотворение пронизано мрачными нотами разочарования. Но в то же время мы видим и четкую позицию автора. У стихотворения даже есть сюжетная линия, которая объясняет причины его выбора. И в этом Лермонтова можно считать последователем его кумира Пушкина. Вот только пушкинский пророк стремился «глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова также признает, что его дар дан ему свыше, но он оказался не нужен людям, и потому он выбирает скитание по пустыне, нежели терпеть камни, летящие от ближнего. Он нашел радость в том, что его слушают звезды и всякая тварь покорна ему. А вот злая толпа продолжала презирать его даже после этого, обвиняя в гордыни, называя его глупцом.
Характерно и то в строении произведения, что композиция кольцевая. Все начинается с презрения и изгнания и заканчивается стихотворение тем же. В этом читается безысходность, отчаяние лирического героя, который уже давно не ищет от людей одобрения его дара. Но даже в одиночестве он не может найти покоя. Он вечный странник, вынужденный скитаться в пустыне.
Все творчество Лермонтова относится к эпохе романтизма. Поэтому, наверное, так пронзительны и остры его стихи. И возможно, есть в его противостоянии с толпой некоторая гордыня, ведь Лермонтов, как истинный сын романтизма, считал себя посланником божьим на земле, пророком, который должен нести правду людям. Но принесло ли это счастье поэту?
Нет, не найдет читатель у Лермонтова горящих глаз от возможности говорить с людьми. А его пророк получил жестокое наказание за горькую правду. А может быть, это дар пророка позволил увидеть поэту в глазах людей злобу и порок, чего не сможет заметить простой смертный человек? Так пишет об этом автор:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Лирический герой посыпает голову пеплом в знак великой скорби. О чем он скорбит? Возможно, о том, что его дар, данный ему богом, оказался не нужен на земле, а может быть, он жалеет людей, не желающих знать правду, жить по законам нравственности и духовности.
Лирические герой мог бы остаться среди топы, если бы убаюкал их сладкой ложью, вот только честь была ему дороже признания.
И все-таки к концу стихотворения отчаяние и чувство безысходности сменяются смирением и прощением толпы. Об этом нам говорит образ нищего странника. Он не ропщет на толпу, не злится на нее – он прощает людей, как прощают маленького ребенка, еще не научившегося отличать добро от зла. Так и Лермонтов к моменту написания стихотворения уже не ищет справедливости, не призывает никого быть честным перед самим собой. В этот период он пишет особенно глубокие и, как отмечают многие литературоведы, пророческие стихи, как будто чувствует скорый уход.
Нужное настроение в стихотворении Лермонтову помогают передать средства художественной выразительности. В первую очередь, стоит отметить сравнения автора с нищим и пророком. Метафора «в очах людей читаю я…» очень эмоционально передает душевное состояние лирического героя, и, кажется, что он и правда пророк, умеющий читать по взглядам людей.
Но лучше всего передается идея стихотворения посредством возвышенной лексики. И в то же время автор не жалеет слов для выражения отношения толпы к пророку: «глупец», «угрюм, и худ, и беден». Поэт достаточно в грубой форме выражает голос толпы, и в этом, так или иначе, читается противопоставление его «чистым» намерениям.
В «Пророке» Лермонтова есть общее с одноименным стихотворением Пушкина. Лермонтова можно считать последователем своего кумира. И даже четырехстопный ямб напоминает нам стихи Александра Сергеевича. Но возможно, время Лермонтову выпало иное, ведь так и не смог поэт при жизни стать любимцем народа. Но несмотря на это образ поэта в этом стихотворении цельный, сложившийся, но, к сожалению, его дар стал для него наказанием.