Анализ стихотворения Пушкина «Наслажденье»

Анализ стихотворения Пушкина «Наслажденье» Анализ стихотворений

Анализ стихотворения Пушкина «Наслажденье» открывает читателям совсем еще молодого писателя, которому пока не известны тайны любви к женщине.

         «Наслаждение» написано в 1816 году, когда А.С. Пушкин учился в лицее. В этот период у поэта родилось большое количество светлых и восторженных стихотворений о дружбе и любви. Но юность приносит с собой не только удовольствия, но и первые разочарования, и грусть от неразделенной любви. Так случилось и с молодым поэтом. Во время учебы в лицее Пушкин был сильно влюблен в сестру одного из своих товарищей Е.П. Бакунину. Чувство молодого юноши было столь сильно и так вдохновляло его, что Пушкин посвятил своей музе больше двадцати стихотворений. Современники писали о девушке как об очаровательной красотке, умеющей очаровывать мужчин своим обаянием, поэтому Пушкин был не единственным влюбленным в нее. К сожалению, Бакунина не отвечала взаимностью поэту, что сильно ранило его неокрепшую душу. Наверное, потому среди довольно игривых стихотворений лицейского периода встречаются и произведения, наполненные грустью и тоской по несбывшимся надеждам на счастье быть с возлюбленной. К этим грустным стихотворениям относится и «Наслаждение».

         В этом стихотворении, которое с полной уверенностью можно отнести к жанру элегии, раскрывается тема несчастной, неразделенной любви и проходящей мимо молодости. Лирический герой – совсем еще юный и жаждет получить наслаждения от жизни, ищет его повсюду, понимая, что «украдкой младость отлетает», время бежит. Он боится не успеть узнать, что жизнь прекрасна. Поэтому основным мотивом стихотворения становится мотив тоски по уходящему времени для наслаждения жизнью и любовью.

         Композиция произведения довольно простая и подчиняется теме стихотворения. Но условно его можно разделить на три части. В первой мы читаем о поиске счастья, который, наконец, переходит в предчувствие близкого уже наслаждения. Вторая часть на крыльях приносит с собой любовь, и она уже почти в руках у лирического героя. Но любовь испаряется, так и не дав насладиться собой. И в третьей части поэт задается вопросом, когда, наконец, и в его жизни настанет «счастья миг»?

          Стихотворение наполнено разочарованием в жизни, свойственным юности. Так с первых его строк мы понимаем, что лирический герой томится в повседневной рутине, ожидая своего счастья. Он молод, но молодость пока еще не радует его, а заставляет грустить и тосковать в ожидании счастья. Каждый день для поэта без любви – скучная неволя, в которой «увядает Едва развитый жизни цвет». В этих словах звучит и жалость к самому себе, и взрослое осознание скоротечности жизни. Лирический герой торопится жить, понимая, что лучшие годы пролетят незаметно. «Украдкой младость отлетает» – такой метафорой характеризует Пушкин уходящую молодость. Украдкой – значит, незаметно и осторожно. Но вместо радостных воспоминаний, она оставляет печальный след, поэтому заставляет лирического героя тосковать и торопиться:

Я все не знаю наслажденья,

И счастья в томном сердце нет.

         Удивительно по-взрослому говорит об ожидании счастья юный поэт. Уже «С порога жизни», будучи еще ребенком, он нетерпеливо живет в ожидании наслаждения. В этом я вижу одновременно и зрелость, совсем несвойственную детству, и в то же время юношеский максимализм, желающий жить быстрее.

         Но мечта так и остается мечтой, призраком, манящим за собой неопытного юнца:

«Там, там, — мечтал я, — наслажденье!»

Но я за призраком летел.

         Лирический герой дождался любви. Поэт возвышенно говорит об этом прекрасном чувстве. Любовь для него – это что-то божественное, бесценное, как драгоценное золото. Именно на золотых крыльях спускается к нему чувство, как будто ангел с небес. В ней, молодой любви, все: нежная красота, волнение сердца и трепетная радость. Вот-вот она подарит счастье лирическому герою. Но любовь только пролетает мимо, подарив надежду и тут же лишив ее. Отчаянием наполнены последние строки второй части:

Я вслед… но цели отдаленной,

Но цели милой не достиг!..

         Многоточием обрываются недосказанные предложения и передают напряжение лирического героя читателю. А восклицательным знаком поэт усиливает переживания, драматизируя ситуацию.

         Отчаяние и разочарование перерастают в бесконечные вопросы о том, когда лирический герой дождется своего звездного часа. Но в третьей части счастье лирического героя уже называется любовь. Он ищет в любви веселья, радости, хотя, вероятно, понимает, что счастье – это всего лишь мгновенье, ради которого можно пожертвовать многим.

         Счастье возможно только рядом с любимой спутницей, чья улыбка озарит мрачный путь одинокого лирического героя. Она должна стать лучом света его тусклых и мрачных дней. Но пока нет ответа на эти вопросы, а однообразные дни тянутся и приносят с собой печаль и тоску.

         Пушкин – это настоящий художник слова. Будучи еще совершенно молодым начинающим поэтом, он мастерски использовал в своем раннем творчестве возможности русского языка. «Наслаждение» изобилует различными средствами художественной выразительности.

         Удивительно образно поэт передает настроение лирического героя, тоскующего без любви, с помощью эпитетов «скучной», «печали след», «в томном сердце», «тусклых юных дней», «мрачный путь». Сопротивляясь скуке и тоске, наделяет поэт свою молодость эпитетом «нежных лет», метафорами «жизни цвет», «с порога жизни». Также поэт использует олицетворения в описании юности: «увядает», «младость отлетает» – как будто за молодостью уже ничего не бывает в жизни. Она отцветет и улетит украдкой, не предупредив лирического героя.

         Совсем иначе представлена любовь в стихотворении. Эпитетами «златые крылья», «молодая», «волшебной нежной красотой» передается читателю неземное происхождение чувства. Любовь становится светом в жизни лирического героя, «светильником», который освещает его тусклый путь.

         Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой – любимым стихотворным размером А.С. Пушкина. С его помощью «Наслаждение» не утопает в тоскливой неге, ямб придает динамичность и стремительность произведению, четко передавая настроение лирического героя.

         Составляя сборники стихов самостоятельно, Пушкин редко включал в них произведения лицейского периода, а те, что включал, подвергал корректировке. Возможно, это связано с несовершенством любовной лирики раннего творчества поэта и с изменением его отношения к любви со временем. Но все-таки «Наслаждение», думаю, занимает большое место в творчестве гениального русского писателя, так как без него было бы невозможно понять, как менялось и росло вместе с автором его чувство, ставшее впоследствии главным в его жизни, когда оно переросло из телесного наслаждения в уважение и воспевание женщины-матери и супруги.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий