Анализ стихотворения “Реквием” (Анна Ахматова)

Анализ стихотворения Анализ стихотворений

Анализ стихотворения “Реквием” (Анна Ахматова) – это не просто путь к пониманию смысла этого произведения, но к переосмысливанию всего творчества поэтессы.

В 1916 году Марина Цветаева пишет стихи, посвященные сыну А. Ахматовой и Н. Гумилева Льву, которые стали пророческими:

Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследье тебе нести!
Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок – в твоей горсти!

Действительно, судьба сына великих поэтов сложилась трагически. Он оказался среди прочих других, кто был арестован, как участник заговоров.

Впервые Льва Гумилева, учащегося на историческом факультете ЛГУ, заключили под стражу в 1935 году, но Ахматова довольно быстро смогла его спасти его от тюрьмы. Но 1938 году он был вновь арестован и приговорен к 10 годам лагерей, которые потом сократили до 5 лет. А в 1949 году сын Ахматовой был приговорен к казни, которую заменили ссылкой.

В предисловии поэмы «Реквием» читатель узнает о замысле создания произведения. О нем пишет сама Ахматова. В годы репрессий, когда Анна Андреевна проводила полжизни в очередях на свидание к сыну, какая-то женщина из очереди попросила написать поэтессу обо всем, что происходило в России.

Так родилась идея написания цикла стихов в 1934 году, которые позже были объединены в одно произведение. Ахматова особенно много работала над созданием поэмы в 1938 – 1940 годах. А закончена она была только через 20 лет.

Конечно, поэму долгие годы не могли издать в России. Поэтому Ахматова зачитывала строки произведения своим близким, в памяти которых они и хранились, а рукописи сжигала.

В 1963 году один из списков поэмы попал за границу. Без ведома автора произведение было напечатано и одобрено прозаиком Зайцевым. «Реквием» сделал Ахматову народным поэтом.

В 1987 году в России поэма, наконец, была опубликована полностью и вскоре вошла в перечень обязательных к изучению произведений в школе.

                Поэма написана в разные периоды жизни Ахматовой и состоит из отдельных стихотворений, поэтому создает впечатление собранных осколков горя поэтессы в одну большую народную тоску по общей трагедии.

         Прологом поэмы можно считать главы «Посвящение» и «Вступление». В «Посвящении» читатель узнает о горе поэта и матери, обнявшем лирическую героиню сразу с двух сторон: казнь бывшего мужа и арест сына:

Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…

                Горе, такое ожидаемое, обрушилось на героиню тяжкой болью в душе, хотя и «…надежда все поет вдали…».

         Во «Вступлении» читатель видит образ Ленинграда, который «ненужным привеском качался» возле своих тюрем, «Звезды смерти стояли» над людьми. Да и вся Россия страдала вместе с арестованными и невинными, обреченными на смерть:

И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Горе матери – это безумие, которое особенно тяжело лежит на женских плечах ночами, когда «Желтый месяц входит в дом». А сил помолиться уже нет, вот и звучит просьба сделать это за нее криком слабеющего сердца.

         Но тут же Ахматова вспоминает годы своей беззаботной юности, когда она даже и подумать бы не смогла, «Как трехсотая, с передачею…» будет стоять под крестами. Это не светлые воспоминания о прошедшей молодости, а тяжкое осмысление горькой судьбы.

         Пятый и шестой стихи – кульминация поэмы, апофеоз страданий лирической героини, тягостное предчувствие смерти сына. Буквально разрывают ее мысли и чувства в ожидании страшного:

И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

         Кажется, что все кругом твердит о скорой смерти сына. Все перевернулось в этом безумном мире, все перепуталось, и никто не даст ответа, «кто зверь, кто человек», сколько ждать казни. Ожидание мучительно, оно приводит в ужас и съедает изнутри душу.

         В седьмой главе смертный приговор падает каменным словом на ее «еще живую грудь». Он почти равносилен смерти, но она обещает себе научиться жить заново. И теперь душа тоже должна окаменеть, чтобы после горя можно было жить дальше:

Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

         Иначе даже «шелест лета» будет убивать своим праздничным звучанием.

         Но наверное, не суметь пережить матери свое страшное горе. В 8 стихе звучит мольба лирической героини о скорой смерти. Отчаяние просит любого исхода, только бы не жить, настолько невыносимо горе.

         И вот в 9 главе уже нет выхода из безумия, накрывшего наполовину душу героини. Она согласна подчиниться ему, которое вскоре не оставит ей ничего. Тяжелые воспоминания оставило о себе свидание с сыном, не принесло облегчения, а только усилило боль.

         Всего 8 строк в 10 главе – это, пожалуй, самые главные эмоционально и по смыслу строки. Лирическая героиня сравнивает себя с Марией Магдалиной, прошедшей весь крестный путь за своим сыном.

         В четырех строках и отчаяние, и немой крик:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

В них и материнский мятеж, когда она «билась и рыдала», «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», и немое оцепенение человека, учащегося пережить горе, «убить память», «окаменеть душой». Этот сдавленный крик матери, на которую никто не посмел взглянуть, вырвалось рыданием в «Реквиеме» по своему горю и по горю, общему для всех в России.

Усиливают ощущения трагичности и страха эпитеты «шаги тяжелые», «осатанелых лет», «постылый скрежет», тоска «смертельная», Русь «безвинная», «черные маруси». Несколько раз встречается эпитет «каменный»: камнем упал приговор, душа должна окаменеть, чтобы пережить горе. Но есть и почти народные эпитеты, как, например, «горячая слеза», «великая река», которые звучат как гимн единения.

«Гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стояли над нами», «корчилась Русь» – это метафоры, которые придают масштабность всеобъемлющего горя.

                Эпилог поэмы замыкает произведение, возвращая читателя к образам пролога. «Под красною ослепшею стеною» мы опять видим тюремную очередь, снова возникают образы страдания, страха и смерти. Усиливает ощущения прием единоначатия и анафора:

Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы…
<…>
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной…

         А лексический повтор «Я вижу, я слышу, я чувствую вас» усиливает экспрессивность содержания.

Вторая часть заключительной части поэмы звучит церковным многоголосьем для каждой, которая пережила такое же горе. Зучит призывом к потомкам не забывать те страшные годы народа, горе, которое он пережил.

Ахматова согласна на памятник, который ей поставят только в том случае, если он будет стоять там, где она стояла «триста часов» и где перед ней не открылись двери, где не услышали ее горя. Это должен быть памятник не ей – всему народу. Звучит в эпилоге и просьба помолиться за автора, если когда-то ей не дадут говорить:

Если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ

«Реквием» – это памятник народному горю, живым и мертвым. Само название говорит за себя: реквием – заупокойная служба. У Ахматовой это служба по всем жертвам репрессий, это плач всех жен и матерей по своим погибшим мужьям и сыновьям. А еще это завещание современникам и всем, живущим после, чтобы не забывали об этом, чтобы помнили всех, кого оплакала в своей поэме Ахматова.

Поэма Ахматовой – это не только о личном горе. Поэтесса пишет о горе всех матерей, и не только в период репрессий и казней. Анна Андреевна вспоминает о горе матери, которому есть место в каждой эпохе, в каждом историческом периоде: «как стрелецкие женки», стоят матери у стен тюрем. Наконец, в «Реквиеме» Ахматовой вся Россия предстает в образе матери, оплакивающей своих детей.

Несмотря на то что в произведении много эпического: композиция с прологом, основной частью и эпилогом, исторические события в основе сюжета, – жанр был определен безоговорочно как поэма. И лирического здесь, пожалуй, даже больше.

«Реквием» наполнен своими звуками. Сама Ахматова писала о том, что поэму может сопровождать только тишина и «удары похоронного колокола». Однако тишину то и дело разрывают жуткий скрежет ключей, плач детей, хлюпанье дверей, «громыхание черных марусь» и рыдание матерей.

И только в «Распятии» умиротворением для измученных душ звучит и расплавляет небеса «хор ангелов», знаменуя собой освобождение и призыв молиться и помнить.

Долгое время поэзия Ахматовой считалась камерной и слишком узкой. Но поэма «Реквием» сделала ее по-настоящему народным поэтом, настолько сильно и глубоко была пережита автором личная трагедия, объединившая едва ли не весь народ страны; она же объединила отдельные стихи в одно удивительное произведение, надрывным криком врывающегося в душу каждого, кто задумается после его прочтения о том, какими жертвами и какой бедой окрашено прошлое нашей страны.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий