Анализ стихотворения «Родина» (И.А. Бунин) открывает читателям совсем молодого, но уже достаточно прозорливого писателя и поэта. В 1896 году, еще до отъезда за границу, написал Бунин необычное короткое стихотворение. На первый взгляд, оно довольно мрачное и вызывает скорее жалость и сочувствие к России. Но стоит чуть повнимательнее вчитаться в строки, чтобы увидеть в авторе настоящего патриота, любящего свою родину по-настоящему, хотя и критически относящегося ко всему, что с ней связано.
Стихотворение совсем небольшое и состоит всего из двух строф. Но и его можно разделить на две смысловые части. И только тогда можно понять, что темой грустного укора и в то же время безграничной любви к России в нем объединяет обе части. Основная мысль: можно любить родину, но при этом замечать ее недостатки. Бунин относится к тем редким писателям, которые видят одновременно и недостатки, и достоинства своей страны. В его произведениях невозможно найти слепое восхищение родиной и народом, но и критика в его строках не жесткая, а с нотками печали, которая смягчает все негативное, что есть у нас.
Редкостный талант – любить и при этом критиковать. В то время как многие другие поэты восхищаются пышностью природы осенью, ароматами лета и пробуждением весной природы и вдохновения, Бунин выбрал для своего стихотворения самый неприглядный период в году. Это зимний день, но не морозный. Из-за оттепели небо, лес и деревня окрашиваются в серые размытые краски. Об этом особенно выразительно пишет Бунин в первой части стихотворения. Перед читателем встают унылые картины тяжелого серого неба на фоне угасающего дня. Впереди бесконечные сосновые леса, как будто тонущие в серых красках, даже деревни не видно. Все как будто смешалось в палитре художника, случайно пролившего серую краску.
Так детально описать настроение хмурого зимнего предвечернего момента у поэта получилось благодаря средствам художественной выразительности. Довольно меткие эпитеты использует в первой части поэт. Так, небо не просто серое, а «мертвенно-свинцовое» — такое же тяжелое, как свинец. И безжизненное, оно вызывает щемящую тоску в сердце лирического героя. Уходящий зимний день меркнет «угрюмо». Есть в этом наречии что-то зловещее, предвещающее беду.
Читая первую строфу, читатель начинает понимать, что Бунин практически предсказал революцию, которая уже нависала над Россией «мертвенно-свинцовым» небом.
Но вторая часть звучит теплее и светлее. В ней появляются белый и синий цвета, слегка смягчающие зимний сумрак. Эпитеты «туман молочно-синий», «снежною пустыней» смягчают «сумрачную даль». Так пишет сам автор. Поэтому угрюмость меняется на «кроткую печаль». Это туман, спрятавший своей молочной синевой тяжелое небо, вызывает такие чувства у лирического героя. Как будто и он может укрыться от беды за туманом.
Туман здесь похож на печаль, которая придает кротость и покорность самому мрачному выражению лица, смягчает его черты.
Красивый оксюморон «снежная пустыня» использует автор в описании пейзажа. В нем и безжизненность пустынного песка, и ощущение покоя, вечности.
В стихотворении есть два глагола, но и они не придают совершенно никакого движения. Все застыло в покорном ожидании ночи. Зато глаголы «меркнет» и «смягчает» делают героями стихотворения зимний день и туман. Невольно возникает образ чего-то неуловимо уходящего от лирического героя, что еще греет душу. Это как раз и есть любовь к родной стороне. Бесконечность просторов подчеркивает автор повторяющимся союзов «и» в первой строфе:
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом – классикой стихосложения. Рифма перекрестная. На мой взгляд, это делает стихотворение особенно близким и понятным каждому читателю.
Родина для каждого из нас имеет свой цвет и сое время года. Можно бесконечно восхищаться ей, можно страдать и скорбеть вместе с ней, можно ругать ее и желать сбежать подальше, в лучшее место. А можно любить ее по-бунински: за ее тоску и свинцовое небо, за неприглядность и кроткую печаль. И пожалуй, научиться любить родину так, как это мог автор стихотворения – это высшая степень чувства к ней. Бунин через несколько лет покинул родную сторону, но через всю жизнь он пронес в своем сердце пасмурный зимний день, угрюмое небо и «молочно-синий» туман – символ кроткой печали русского человека.